ИнтервьюПризёр Берлинале Леонид Шмельков о российской анимации
Мультфильм «Мой личный лось» получил приз Берлинского кинофестиваля
Интервью
Анна Савина
Фотограф
Каждую неделю Look At Me публикует большое интервью с представителями творческих индустрий. В этом году мы будем говорить не только с арт-директорами, но и с художниками, архитекторами, режиссёрами, музыкантами и другими творческими профессионалами. Режиссер Леонид Шмельков получил специальный приз жюри Generation Kplus 64-го Берлинского кинофестиваля, который прошел в феврале этого года. Мы поговорили с Леонидом о его фильме-призере Берлинале «Мой личный лось» и состоянии российской анимации.
Мой личный лось
(2013 год)
— 17-минутный мультфильм Леонида Шмелькова о мальчике Мише, который вместе с папой ищет лося. Картина получила специальный приз жюри программы Generation Kplus как лучшая короткометражная работа на 64-м Берлинском кинофестивале
Как появился сюжет мультфильма «Мой личный лось»?
Он возник из каких-то жизненных ситуаций и того, как я их понимаю и чувствую. Когда делаешь фильм, ты понимаешь, про что он будет, но не знаешь, как показать те или иные эмоции. Тогда нужно вспомнить какие-то бытовые ситуации, которые с тобой случились, трансформировать их и разобраться, что из этого можно использовать. Что касается лося, то мне пришло в голову включить его в мультик, когда мы ехали в Хельсинки на машине и я заметил много знаков с изображёнными на них лосями; я подумал, что если столько знаков, то с каждым знаком вероятность встретить лося повышается.
Это совсем короткая история, но я решил, что она удобна и подходит для того, чтобы снять фильм. Это мог быть и не лось, а что-то другое. У всех детей есть какие-то мечты: поехать в Диснейленд или в парк с героями «Звёздных войн», или стать супергероем, или носить костюм черепашки-ниндзя. Просто у этого мальчика такая история, у других — какая-то другая. Но самое главное в мультике — это отношения папы и сына, то, как они взаимодействуют. Вроде они и ищут этого лося вместе, но есть какие-то преграды между ними. Не все люди могут выражать чувства так, как бы им хотелось, передать другому человеку свои эмоции — эту проблему я хотел исследовать.
Как среди множества идей выбрать ту, которая превращается в мультфильм?
Когда ты думаешь, какой фильм ты мог бы снять, что было бы здорово сделать — это одно. Когда тебе уже предоставляют бюджет и ты знаешь сроки, то ты начинаешь совсем по-другому относиться к работе: ты думаешь, что именно ты хочешь снять, какие задачи ты перед собой ставишь. Для меня и большинства моих коллег момент принятия решения — это самое сложное, потому что у всех по 10 сюжетов в голове, сложно выбрать какой-то определённый. На создание мультфильма требуется не меньше года, и сложно выбрать из всех вариантов тот, который будет самым удачным и важным.
Я стараюсь не смотреть назад, потому что в любом случае в процессе работы я получаю много радости и набираюсь опыта
Вы довольны мультфильмом «Мой личный лось»?
Честно говоря, мне нравится почти всё, что я сделал. Я стараюсь не смотреть назад, потому что в любом случае в процессе работы я получаю много радости и набираюсь опыта. Если что-то идёт не так, я меняю это в процессе создания мультика.
Были ли какие-то трудности, связанные с производством мультфильма?
Конечно. Аниматоры, которые рисуют движение, должны быть не просто художниками, а ещё и актёрами. У тебя есть персонаж, и ты должен за него сыграть. Каждый раз, когда ты начинаешь анимировать новую сцену, тебе приходится придумывать что-то новое. Анимация позволяет изобразить то, что невозможно в реальном мире. В анимации, из-за того что все герои рисованные, вполне нормально, когда кто-то стоит и «тупит» минуту. А если это будет актёр, то это будет очень странно. Из-за этих дополнительных возможностей ты должен придумывать каждый шаг, движение, превращение, и это создаёт определённую сложность.
Что нужно, чтобы сделать полнометражный мультфильм? Должен
ли мультипликатор сначала научиться работать с более короткими форматами?
Это не обязательно. Часто режиссёры, которые снимают игровые фильмы, берутся за полнометражные мультфильмы. Важно не наличие опыта работы в области анимации, а то, какие истории можно рассказать с помощью часового фильма. Это можно сравнить с литературой: одно дело — анекдот, другое — рассказ, а третье — роман. Пока я ничего ещё не знаю про большие фильмы, но надеюсь, что мне повезёт, и я попробую снять полнометражную картину.
Сколько человек нужно, чтобы сделать короткометражный мультфильм?
Я делал все свои работы почти в одиночку. Правда, есть какие-то вещи, которые я точно не могу делать сам — например, сочинять музыку. Кроме того, я не могу за актёров записывать голос. Бывает сложно найти «твоих» людей, которые готовы с тобой вместе что-то делать и понимают тебя. Именно поэтому я делаю 80 % работы сам.
Например, когда создавался «Мой личный лось», я был автором идеи, сценаристом, художником, режиссёром и аниматором. Мне ещё помогал один аниматор, но она сделала примерно 10 % мультика, потому что мне удобнее давать себе задание и выполнять его. Музыку для «Лося» делали Таня Шатковская и Олег Литвишко (он сочинил танцевальную музыку для одного из эпизодов мультфильма). Ещё было три актёра, которые озвучивали фильм вместе со мной, и люди, отвечающие за организацию процесса: продюсер, исполнительный продюсер, человек, который занимается всеми копиями, и бухгалтер.
Насколько для мультипликатора важен приз Берлинале?
Начнём с того, что фестивали — это единственное место, где мои фильмы прокатываются. Я их воспринимаю не как конкурс, а как именно фестиваль, где можно увидеть много новых фильмов. И чем больше этих фестивалей, тем, соответственно, больше возможностей показать свою работу.
Что касается наград, у нас нет какого-то особенного анимационного рейтинга. В Анси проходит самый главный европейский анимационный фестиваль, который мало кто знает. Его можно назвать «анимационными Каннами». Просто попасть туда очень почётно. Я сейчас жду решения представителей фестиваля — если мне повезёт и я попаду туда, то я буду счастлив. Главный анимационный фестиваль в России проходит в Суздале, но это событие для профессионалов, а не для зрителей.
Влияет ли на вашу задумку то, что вы знаете, что делаете фестивальный мультфильм и что он не выйдет в широкий прокат?
Я не знаю, какие фильмы фестивальные, а какие нет. Часто говорят: вот фестивальный фильм, а этот — для зрителя. Я не могу посмотреть фильм и сказать, что он фестивальный или не фестивальный, или предугадать, возьмут картину на фестиваль или не возьмут. Слава богу, что не могу. Я считаю, что нужно просто делать хорошее кино, и тогда его покажут на фестивалях.
Понятно, что массовые мультфильмы неинтересны фестивалям, как и вся коммерческая анимация в целом. Фестивали в основном ориентированы на анимацию как искусство. У аниматоров возникают трудности, потому что принято считать, что анимация — это что-то детское. На самом деле, мультфильмы могут быть детскими, и я, будучи ребёнком, очень любил их, и сейчас люблю мультфильмы, но анимация — это вид искусства. Картина — это один кадр, а если много кадров — это анимация.
С другой стороны, я не считаю, что у моих фильмов узкая аудитория. Конечно, если сравнивать себя с поп-музыкантами, то, может быть, у меня и небольшая аудитория. Мне достаточно и одного зрителя: если человеку так понравилось, что у него хорошее настроение на целый день, значит, я не зря делал этот фильм. А дальше уже количество этих людей сложно в голове как-то воспринимать — сто их, двести или тысяча, это совсем не важно.
Комментарии
Подписаться