ИнтервьюРафаэль Грампа
о первом мультфильме,
лени и мире идей
«Тяжело не использовать самого себя в своих историях. Это же то, что ты видишь каждый день в зеркале»
интервью
Кирилл Савинов
Рафаэль Грампа — бразильский художник, прославившийся благодаря комиксу «Служба Доставки Мезмо» (Mesmo Delivery). В этой короткой и жестокой истории про двух дальнобойщиков и загадочный груз Грампа показал свой удивительный стиль, построенный на внимании к деталям, элементах японской манги, постера и гравюры. После успеха «Мезмо» художник долгое время посвятил себя рисованию обложек и одиночных историй про супергероев для больших издательств, а также созданию комикса Furry Water, о сюжете которого известно мало, а дата выхода откладывается из года в год.
В 2014 году Грампа вместе с компанией Absolut запустил проект Next Frame по созданию короткометражного фильма Dark Noir. Помимо того, что это первая попытка перенести уникальный стиль комиксов Рафаэля в мир движущихся изображений, это ещё и показательный пример интерактивной истории — на процесс создания могли повлиять пользователи Facebook, предлагая свои идеи для развития сюжета.
14 марта в берлинской галерее MADE by Absolut в рамках проекта Next Frame прошла премьера Dark Noir и чествование победителей, которые прислали лучшие идеи для фильма.
Рафаэль Грампа
бразильский художник, автор
комикса «Служба Доставки Мезмо»
Расскажи о своём сотрудничестве с Absolut, как они предложили тебе снять короткометражку?
Они попросили меня создать персонаж для бренда, и я придумал Винсента Блэка. Тогда он ещё Винсентом не был, скорее просто героем некого вымышленного комикса под названием Dark Noir. Потом компания предложила мне сделать коллаборацию, короткометражный фильм. Я сразу согласился, хотя насчёт сюжета никаких идей не было. Но потом я услышал музыку этого парня, Майка Госта, актёра, которого выбрали для фильма, и одна из песен вдохновила меня. Первое, что я придумал, — это как после финальной фразы фильма начинает играть его песня. Так что я создал персонаж, под него нашли актёра, а его музыка помогла наконец придумать историю.
В чём для тебя принципиальная разница между работой с комиксами и анимацией?
Если честно, я всегда мечтал создать фильм или мультфильм. Это только первый, будут ещё. В чем разница? В комиксах я работаю с изображением и последовательностью в пространстве. Я только делаю вид, что у меня есть время и движение. Единственное движение, которое есть в комиксах, — это переворачивание страниц. В анимации у меня есть возможность работать с изображением, движением и звуком. В комиксах нужно изображать звуки словами. В фильме и так есть звук, и его можно использовать как ещё один инструмент для рассказывания историй. Создание комиксов — это способ протестировать какие-то идеи, узнать весь процесс самому, для того чтобы после перенести их в другое медиа.
Кампания Transform today с участием Рафаэля Грампа
Dark Noir — в каком-то смысле интерактивная история. Как сильно на проект могли влиять пользователи Facebook?
Я люблю всё делать сам, в комиксах это просто. Сам придумываешь истории, сам их рисуешь, сам раскрашиваешь. Если у меня есть возможность проконтролировать типографию, я и это сделаю. Поэтому в Dark Noir я тоже сразу знал, чем всё закончится. Конечно, мы выбрали несколько моментов в истории, когда люди могли повлиять на сюжет, но отбирали только то, что подходило к этой истории. Все идеи использовать было просто невозможно: используй мы всё, это был бы огромный полнометражный фильм. А что-то мы вообще бы не смогли включить. Вот у нас есть фрагмент, где Винсент встречает Магдалену Прауд, и пользователям нужно было придумать, что же нападет на него в этот момент и от чего он убегает. Сразу посыпались предложения: «Это его жена, жена гонится за Винсентом!»
Что ещё, кроме песни, тебя вдохновляло, пока ты рисовал мультфильм?
Я хотел отдать должное вещам, которые восхищали меня в детстве. Когда пишу новую историю, всегда стараюсь разобраться в источниках вдохновения: «Я люблю это, но почему? Ах вот почему, это из-за этого фильма, что я посмотрел ещё ребёнком!» Корни Dark Noir кроются в картине «Сердце Ангела» и группе Joy Division. Этот фильм про 80-е, это ощущение создается комбинацией 3D- и 2D-анимации. Сегодня технологии позволяют делать изображение неотличимым от реальности, но зачем? У нас и так есть реальность. А это нечто другое, привет тем временам, когда таких технологий не было.
Сториборды
к мультфильму
В фильме полно референсов не только к 80-м, но и к твоим собственным работам. В набросках к фильму я заметил и ворона с зубом из «Мезмо», и «диснеевских» персонажей из галлюцинации боксера Руфо. Видно, что этот монстр из неиспользованного скетча похож на того, что в итоге напал на Винсента.
Дело в том, что я ленивый. Я же не много художников, я — один. Если есть шанс использовать давнюю идею, которая мне полюбилась, я это делаю. Рисую множество вещей, а потом просто кладу это в ящик стола, однажды открываю и говорю себе: «То что надо!». Все ожидают чего-то нового и уникального, но это не значит, что оно должно быть на самом деле новым, некоторые темы не устаревают.
Комикс Mesmo Delivery в этом году был переведён на русский язык и выпущен издательством «Комильфо» назло автору этого интервью Кирилл Савинову, который однажды написал, что короткий комикс Грампы никогда не выйдет в России.
Сейчас ты одет в точности как Винсент и даже сидишь в таком же кресле, как в фильме.
Когда я пишу историю, то немного превращаюсь в её героя. С Винсентом я стал больше носить чёрное, а когда писал «Мезмо», то ходил в бейсболке как у Руфо. Вообще тяжело не использовать самого себя в своих историях, это же то, что ты видишь каждый день в зеркале.
Фильм длится всего три минуты, неиспользованных тем и идей, судя по всему, осталось много. Собираешься продолжить Dark Noir?
Это секрет.
О’кей, тогда попробую ещё кое-что вызнать. Когда выйдет долгожданный комикс Furry Water?
Furry Water я делаю с 2009-го, и когда он выйдет, вы поймёте, почему его создание заняло столько времени. Но дата релиза — тоже секрет.
Комментарии
Подписаться