Views Comments Previous Next Search
Google Art Project: Как устроен самый большой музей в мире — Интервью на Look At Me

ИнтервьюGoogle Art Project: Как устроен самый большой музей в мире

Мы поговорили с руководителем Академии культуры Google

Уже несколько лет реальным музеям существует онлайн-альтернатива — картины из MOMA, Лувра, Музея Виктории и Альберта и других знаменитых институций можно посмотреть с помощью Google Art Project. Как формируются этот цифровой «музей» современности и как он влиет на наше восприятие искусства? Об этом Look At Me рассказала Луизелла Мацца, руководитель программ Академии культуры Google по Бразилии, Италии и России, которая в начале июня выступала на конференции «Интермузей-2014».

Google Art Project: Как устроен самый большой музей в мире. Изображение № 2.

  Институт — это часть большой миссии Google, которая заключается в том, чтобы сделать информацию доступной для всех.

  

Google Art Project: Как устроен самый большой музей в мире. Изображение № 3.

Луизелла Мацца

Руководитель программ Академии культуры Google по Европе

Зачем технологической компании Google нужна собственная Академия культуры?

Институт — это часть большой миссии Google, которая заключается в том, чтобы сделать информацию доступной для всех. Ясно, что всё, что связано с культурой и искусством, интересно пользователям. Мы делимся с нашими партнерами технологиями (например, позволяя использовать Google Street View для того, чтобы показать интерьер музея), чтобы они могли поделиться культурным наследием со всем миром. Кроме того, мы стараемся показать культуру во всех её аспектах: позволяем «ходить» по легендарным местам, смотреть картины, читать древние письма и манускрипты. Академия культуры Google (или Google Cultural Institute), запущенная в 2011 году, делится на три главных направления: Google Art Project, Google Historic Moments и Google World Wonders. Однако важно понимать, что не мы выбираем, какие картины и документы попадают в интернет: наши партнеры, которые используют технологии Google, сами решают, какие произведения они хотят показать, а мы доверяем их экспертной оценке.

С какими проблемами вы сталкиваетесь, оцифровывая произведения искусства?

Одна из самых сложных задач — это создание высококачественных изображений размером в гигапиксель. Обычно мы даем музеям возможность оцифровать в таком качестве только одну картину из коллекции. Однако иногда мы снимаем так другие типы произведений. Например, недавно мы опубликовали снимки потолка Оперы Гарнье, и работа над ними заняла много времени. Кроме того, перед началом оцифровки мы протестировали нашу технологию в Мадриде в другом здании, чтобы проверить, сможем ли мы создать изображения нужного качества. Потолок парижской оперы находится на высоте 18 метров, и невооруженным глазом из зала роспись не видно. Мы решили оцифровать её, чтобы можно было увидеть то, чего не видят даже посетители оперы, и рассмотреть всё в мельчайших деталях. Когда проект был закончен, мы смогли рассмотреть даже подпись Шагала в углу, оставленную в 1964-м, и это невероятно для людей, который раньше не имели такой возможности.

 

 

 

Самая популярная картина Google Art Project — «Звездная ночь» Ван Гога. Это одно из первых произведений, которое нью-йоркский MoMA решился оцифровать. Среди других популярных картин — «Рождение Венеры» Ботичелли и автопортрет Рембрандта. 

 

Google Art Project: Как устроен самый большой музей в мире. Изображение № 4.


Многие считают, что Google Art Project меняет наше восприятие картин не в лучшую сторону, потому что художники прошлого не рассчитывали на то, что их картины будут разглядывать в таких деталях.

Здорово, что Google Art Project провоцирует дебаты о том, как технологии меняют значение произведения, идею картины и задумку автора. Но как я уже отметила, культурные институции сами выбирают, какую работу они хотят оцифровать, и мы полностью доверяем их выбору. Мы только предоставляем технологию и платформу, а также возможность вставлять эмбеды с картинами на сайты самих музеев. Кроме того, мы даем инструменты пользователям: позволяем им сравнивать произведения, создавать собственные галереи и делиться ими.

Как ученые используют Google Art Project? Знаете ли вы о каких-либо интересных исследованиях?

Сравнение картин и документов из музеев и библиотек, расположенных на разных концах света может быть очень полезным инструментом. Это позволяет сопоставить письмо Ван Гога из The Morgan Library&Museum, адресованное Гогену и содержащее наброски, с получившейся картиной, которая хранится в Музее Ван Гога. Эти оцифрованные артефакты дополняют друг друг и придают друг другу значение, потому что в письме дается контекст, в котором была создана картина. В реальном мире у нас нет возможности сравнить их, потому что они находятся в разных странах и на разных континентах. Если вам как ученому нужно их сравнить, это совсем непросто.

Google Art Project: Как устроен самый большой музей в мире. Изображение № 10.

↑«Пшеничное поле с воронами», Винсент Ван Гог, 1890 год

Занимается ли академия культуры Google офлайн-проектами?

Да, мы участвовали в организации посвященной творчеству Ван Гога выставки The Man Suicided by Society в Музее Орсе. Одну из картин — «Пшеничное поле с воронами», написанную в 1890 году, — нельзя было привезти в Париж, потому что она слишком хрупка для транспортировки из музея Ван Гога в Амстердаме. Именно поэтому кураторы заменили картину на экран с её фотографией, которая была создана с помощью нашей технологии. Это хороший пример того, как цифровые версии картин могут быть полезными в реальном мире и в настоящих музеях.

Кроме того, в декабре мы открыли своё постоянное физическое пространство Lab в Париже. Это экспериментальная культурная площадка, там сейчас работает несколько проектов: например, резиденция для молодых художников в сотрудничестве с 89plus — этот проект продвигает авторов, рождённых после 1989 года. В Lab они работают над своими проектами, созданными на основе цифровых технологий. В «лаборатории» также работает команда инженеров, и кроме того, художники могут печатать свои произведения на 3D-принтерах, заниматься лазерной гравировкой и т.д.

Занимется ли академия сохранением цифрового искусства — например, видеоигр 1980-х или произведений художников, создававших произведения для интернета?

Нет, но собираем интерсные идеи от наших партнеров. Если бы наши партнеры хотели поместить такой контент онлайн, мы бы к ним обязательно прислушались. Помимо фотографий, в Google Art Project публикуются и видео, показывающие инсталляции и другие произведения современного искусства, потому что статичные снимки не передают их сути и задумки автора.

   

Храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже

 

Как будет развиваться Академия культуры в дальнейшем?

Мы постоянно придумываем новые технологии, чтобы помочь культурным институциям. Например, недавно мы запустили сразу несколько музейных мобильных приложений: мы придумали универсальную схему, которую могут наполнять наши музеи-партнеры, чтобы не ограничиваться тем опытом, который дают их сайты. Пока такие приложения появились у нескольких бразильских музеев: Pinacoteca do Estado de São Paulo, Музея Лазаря Сегала и Музей современного искусства Сан-Паулу (MAM).

Кроме того, мы стараемся совершенствовать наши панорамы «чудес света», созданные при помощи Google Street View. Недавно мы опубликовали панораму камбоджийского храмового комплекса Ангкор-Ват и дополнили его комментариями историков, чтобы пользователи могли не только посмотреть на эту достопримечательность, но и узнать всю нужную информацию о ней.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются