Интервью«Если вы один хотите что-то менять — развалитесь на стуле и подождите»
Интервью с Гийсом ван Вульфеном — одним из главных специалистов по внедрению инноваций
Текст
фотограф
Олег Бородин
Об инновациях сегодня говорят чаще, чем когда-либо, но в основном все обсуждения сводятся к красивым общим фразам и весьма расплывчатым формулировкам. Тем временем статистика говорит, что огромная часть инновационных проектов по тем или иным причинам проваливается. Look At Me поговорил с одним из главных специалистов по внедрению инноваций, голландцем Гийсом ван Вульфеном, который на прошлой неделе прочитал в Институте «Стрелка» лекцию «Рецепты лучших инноваций».
Гийс ван Вульфен
Автор бестселлеров в области инновационных решений и авторитетный эксперт сети LinkedIn
Из 7 официальных инновационных проектов только 1,5 достигают рынка
Что такое инновации и как они внедряются
Существует инновационный процесс, который хорошо описывается моделью Stage Gate. Её разработали два канадца в 80-х годах. Согласно её структуре, перед тем как представить своё новшество на рынке, вам нужно сначала определиться с идеей, разработать продукт, провести тестирование, составить маркетинговый план и т. д.
Такая структура имеется во всех крупных компаниях. При этом из 7 официальных инновационных проектов только 1,5 достигают рынка, это значит, что 5,5 отпадают по пути.
Выход инновации на рынок не гарантирует её успех. Это иллюстрирует «Музей провалившихся инноваций» — одна из частей книги ван Вульфена, где приводятся продукты, которые вышли на рынок, но потерпели крах:
Ford Edsel или «Титаник» среди автомобилей (1957)
Камера Sony Betamax, которую «убил» формат VHS (1979)
Замороженные полуфабрикаты производителя пасты Colgate (1982)
Первые сигареты без дыма Premier (1988)
MessagePad компании Apple (1993)
Женское бельё под брендом BIC (1998)
Планшет Zune компании Microsoft (2006)
Энергетический напиток Cocaine (2006)
Я задался целью разработать методологию, объясняющую, как правильно давать старт инновациям. Каждый этап внедрения инноваций труден по-своему, но проблемы немного различаются. Как найти хорошую идею для инновации, которая подойдёт именно для нашей компании? Как развить эту идею и выпустить её на рынок? Оба этих вопроса очень важны. Если не будет верных входных данных, не получится верного результата. Существует множество инструментов продакт-менеджеров, но методологии как таковой до этого не было.
Суть в том, что компания «застревает» внутри своей собственной коробки, и ей требуется выйти за её рамки ради генерации новых идей. Инноватор, обнаружив какую-либо действительно классную, сумасшедшую идею, новую технологию, которую ещё никто никогда не воплощал, сталкивается с тем, что менеджмент начинает причитать, что это слишком рискованно и никогда не сработает. В итоге идея, выходящая за «границы коробки», не приживается. Так вот, моя методология FORTH заключается в том, что нужно начать с изучения проблемы, затем получить новые инсайты «вне коробки» и поместить их обратно «в коробку». После этого вы тестируете продукт на клиентах и получаете бизнес-кейс.
Я представляю его вам и говорю: «Смотрите, Артём, нам нужны инновации, и наш следующий логический шаг — поворот влево. Это именно то, чего вы ждали, — новая сумасшедшая идея». На весь процесс уходит 15 недель и 15 воркшопов. То есть на 16-ю неделю вы получаете готовый бизнес-кейс. Это своего рода хорошо спланированная экспедиция.
Когда я разработал эту методологию, я пытался подыскать хорошую метафору. Я, конечно, не путешественник (я первый раз приехал в Россию и до этого я первый раз побывал в Канаде). Но будучи подростком, я увлекался чтением книг о первооткрывателях: о Роберте Скотте, Эдмунде Хиллари и Колумбе. В ходе каждой экспедиции людей всегда ждёт что-то неожиданное, им приходится выходить за привычные границы. Экспедиция выводит из зоны комфорта ради новых открытий и всегда имеет конкретную цель: взойти на Эверест, стать первым человеком на Луне. И во всех книгах о первооткрывателях имеются карты. Поэтому в качестве наглядной иллюстрации методологии я выбрал именно карту, и, когда я опубликовал её, она всем очень понравилась.
Карта «инновационной экспедиции» ван Вульфена
Внедрение технологий — это всегда борьба. Возьмём, к примеру, даже какую-нибудь современную компанию, которая занимается разработкой мобильных приложений. Она использует в разработке привычное для неё программное обеспечение. В какой-то момент выходит новое программное обеспечение. И я говорю «Эй, Артём, нам нужно перейти на новый софт — это позволит делать всё гораздо быстрее». А вы отвечаете: «Но зачем? Я привык к этому». То есть даже современные компании имеют свои привычки и шаблоны, которые тормозят их. Единственная причина, по которой вы будете готовы порвать шаблон, — вы столкнулись с проблемой. Например, стоимость программы, которую вы используете, удвоилась, и вам приходится искать более дешёвые альтернативы. Или вашу компанию сильно потеснили на рынке, и вам нужны серьёзные перемены.
Инновации внедряются только тогда, когда в них есть необходимость. В любом другом случае люди говорят: «Да всё нормально, я зарабатываю деньги и так. Мы всё ещё делаем хорошие приложения, которые покупают, и мы занимаемся этим уже много лет. Так зачем что-то менять?»
Внедрение инновации во многом завязано на общении. Вам нужно убедить огромное количество людей из RnD, маркетинга, продаж, производственного отдела, финансового отдела и т. д. И каждый должен сказать «Да» вашей инновации. В этом и заключается сложность.
Если вы единственный человек в компании, который хочет что-то менять, — вам стоит развалиться на стуле и подождать
Поиск вдохновения, клиентской проблемы и правильного момента для внедрения инновации
Самое главное — дождаться правильного момента. Если вы единственный человек в компании, который хочет что-то менять, — вам стоит развалиться на своём стуле и подождать. А когда все вокруг начнут нервничать, видя, как вокруг появляются новые технологии, и наконец почувствуют необходимость в инновациях, вы достанете план, который три года пролежал в ящике вашего стола.
Правильный момент наступает тогда, когда таргет-группа готова изменить своё поведение. Вы представляете продукт десяти людям, узнаёте у них, нравится он им или нет, и собираете фидбек. Никогда непонятно, сработает идея или нет. Нужно тестировать и экспериментировать с ней на маленьком масштабе.
Внедряя инновацию, важно задаться тремя вопросами. Первый — подходит ли эта идея для решения задач именно вашей компании по всем критериям. Второй — понравится ли эта идея вашим клиентам. Третий — хватит ли у вас ресурсов, чтобы её реализовать. Если всё это сходится, то у нас есть готовая инновация.
Я не думаю, что компаниям стоит гоняться за трендами. Разумеется, важно следить за новыми технологиями и прочим, но по сути в трендах может разобраться любой. Например: «Всё становится цифровым» — «Э-э... И чё? Конечно, всё становится цифровым», — скажет моя дочь. «Перемены происходят всё быстрее» — «Э-э... И чё?». Что мы можем поделать с этим? В трендах нельзя найти вектор для инноваций. Намного более важно устроить брейнсторм на тему, какой рынок для нас имеет больший потенциал. Это приведёт нас к проблемам клиентов. Например, я собираюсь внедрять инновации для московской молодёжи. Я бы организовал фокус-группу, включающую вас, и узнал бы, чем бы вы хотели заниматься в Москве, но это вызывает у вас сложности или вовсе невозможно. Если я преподнесу для вас инновацию, вам придётся менять своё поведение, но вы поменяете его только тогда, когда увидите в ней решение своей проблемы.
Важный источник для вдохновения инноватора — это выход за рамки своего рынка. Например, мы — это банк, и мы хотим изменить управление клиентским опытом. Мы задаёмся вопросом, где можно получить лучший клиентский опыт? Я бы сказал, что это «Цирк дю Солей» или «Диснейленд». И нам следует изучить, чему мы можем научиться там.
Я ничего не знаю об опыте внедрения инноваций в России, но я большой фанат Г. С. Альтшуллера (Советский изобретатель, писатель-фантаст. — Прим. ред.), который разработал ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Он придумал 40 принципов изобретателя, и эта методология сначала распространилась из России в Израиль, а теперь она используется во всём мире.
Комментарии
Подписаться