ИнтервьюУоррен Эллис
и Майк Оллред об экзистенциальном ужасе, алкоголе и комиксах
Знаменитые сценарист и художник комиксов о своей работе
Текст
Гриша Пророков
Сценарист Уоррен Эллис и художник Майк Оллред, важнейшие авторы западных комиксов, объединились, чтобы сделать графическую новеллу про историю бренда Bacardi (её можно скачать и прочитать здесь). Look At Me воспользовался поводом, чтобы поговорить с обоими — о работе над комиксами, технологиях будущего и экзистенциальном ужасе.
Я вырос на научной фантастике. Это моя первая настоящая любовь
2014 год у вас получается очень плодотворным — вы стали работать над кучей новых комиксов. Давайте немного про них поговорим. Во-первых, Moon Knight — комикс Marvel про сумасшедшего детектива. Каково было его писать?
Ужасно весело. Марк Спектор, может, безумный и преследуемый своими демонами герой, но он прекрасно понимает, кто он такой и что с ним произошло. Я попытался соединить противоречивые стороны его личности. Так что он псих, но упорный псих, у него есть цель. Мне очень понравилось про него писать.
Вы стали писать Trees, научно-фантастический комикс про огромные инопланетные объекты, оказавшиеся на Земле. Вы очень любите научную фантастику и всё время к ней возвращаетесь, от книги к книге, от комикса к комиксу. Почему?
Я вырос на научной фантастике. Это моя первая настоящая любовь. Я всегда о себе думаю в первую очередь как о научно-фантастическом авторе.
У вас нет ощущения, что про науку и научную фантастику сейчас сложнее писать, потому что мир вокруг нас стал очень футуристичным, а удивительные технологии — чем-то обыденным?
О, абсолютно. Научная фантастика, в которой говорится о ближайшем будущем, находится в кризисе, потому что будущее наступает очень быстро. Как автору нон-фикшена и человеку, читающему лекции, мне это кажется очень увлекательным, и я много об этом говорю. Как автора научной фантастики, впрочем, это сводит меня с ума!
Обложка и кадр из графической новеллы The Spirit of Bacardi
В то же время вы постоянно пытаетесь в своих комиксах использовать современные технологии и, насколько я знаю, следите за наукой. Современная наука и технологии вам помогают придумывать идеи?
Постоянно. Наука — это поэзия. Современная наука и технологии полнятся чудесными образами и намёками на то, как мы будем жить в ближайшем будущем. Наблюдать за ними — это как наблюдать за спортом, я бы даже сказал, что это второй лучший спорт в мире. На первом месте — сумо.
Третий ваш новый комикс в этом году — Supreme: Blue Rose, перезагрузка старого комикса про героя по имени Суприм. Вы и раньше работали с чужими персонажами. Вам нравится работать над уже созданными героями? Как вы за Суприма принялись?
Весь комикс мне пришёл во сне. Я просто проснулся однажды утром — и всё уже было у меня в голове. Поэтому и комикс такой немного призрачный, фантастичный. Честно говоря, я не стремлюсь работать с чужими персонажами, но в данном конкретном случае мне надо было как-то идею вывести из организма и принести её в наш мир.
Вы сказали в одном из интервью, что Supreme — «не типичная супергеройская история». В XXI веке, вообще, возможно написать хорошую, но типичную супергеройскую историю?
Не знаю. Мы всего 14 лет прожили в новом веке. Слишком рано, чтобы что-нибудь понять про него. Да и век пока что очень странный...
Обложка и кадр выпуска комикса Moon Knight
Вы вместе с Майком Оллредом сделали графическую новеллу про историю рома Bacardi. Я подумал, что это хороший повод спросить вас про алкоголь: он как-то помогает вам в творчестве?
Алкоголь не обязательно должен быть частью творческого процесса, но глупо не использовать все доступные тебе инструменты. Иногда, если выпьешь, это помогает тебе придумать какие-то неожиданные идеи, вывести свою работу в неожиданное русло. Надо ещё отметить, что алкоголь — это часть многих богатых культур и традиций (как, например, для Кубы Bacardi), так что пить его — это как попробовать историю культуры. Ну и ещё мне нравится вкус.
Вы делали перерыв в написании комиксов, а теперь вернулись. Что вы поняли, пока писали книги? Какая основная разница между литературой и комиксами? Это особенно важно для России, потому что тут комиксы до сих пор не слишком хорошо понимают.
Слишком много отличий, если их все перечислять, то я буду отвечать целый день. Главное — это сколько информации в себе может содержать одна страница и как в комиксах я должен описать всю страницу в подробностях для художника, а в книге нужно просто описать настолько, чтобы картинка возникла в голове у читателя. Очень много технических отличий, как разные медиа действуют.
У вас выходит новая книга, Spirit Tracks, о будущем городов. Что за идеи вы там исследуете?
Я пишу про будущее, и в основном про прошлое города. Как история формирует то, что мы видим вокруг себя в городах. Что под землёй. То, что мы забываем. Уроки, которые мы получаем от жизни. И как наука будущего напоминает о сверхъестественном из прошлого.
Очень мало что я люблю в комиксах, к чему хотя бы минимальное отношение
не имел бы Джек Кёрби
Скажу честно: ваш Silver Surfer — мой любимый комикс в этом году. Он странный, весёлый и экспериментальный. Его так же весело делать, как и читать? Вам кажется, что Marvel сейчас дают больше свободы авторам, чем раньше?
Спасибо! Да, мне ужасно увлекательно его делать. Надо отдать должное Алексу Алонсо, Джо Кесаде и моего редактору Тому Бревурту за то, что они создают обстановку, вдохновляющую на творчество и эксперименты.
Ваш стиль напоминает поп-арт 50-х и 60-х годов, в то же время он уникальный и узнаваемый. Как вы его развили? Может, это прозвучит странно, но вам приходилось сознательно «блокировать» влияния, чтобы всё было больше по-вашему?
Да, я часто старался как-то отбрасывать влияния, чтобы быть уверенным, что я не слишком похоже на кого-то другого рисую. В то же время, я думаю, поскольку у меня так много влияний, они все смешиваются, и в итоге получается что-то уникальное и своё.
К слову о влияниях, мне кажется, вы единственный настоящий продолжатель Джека Кёрби. Это очень здорово, потому что никто не делает, как он. Что вы думаете о нём? Помните, когда впервые увидели его комиксы?
Спасибо. Мне это очень льстит. Очень мало что я люблю в комиксах, к чему хотя бы минимальное отношение не имел бы Кёрби. Даже если он отчасти на них повлиял. А по поводу первого раза — не могу вспомнить, когда в моей жизни не было бы его комиксов.
Кадры из графической новеллы The Spirit of Bacardi
Пока я читал про вас, готовясь к интервью, я узнал, что вы дальтоник. Это как-то влияет на вашу работу?
Ну, я вижу и люблю цвета, мне просто бывает сложно отличить некоторые друг от друга. Не могу сказать, что я делал бы иначе, если бы их отличал. Просто я так вижу вещи. Не знаю, что такое «нормально» по отношению к цвету.
Ваш рисунок очень сюрреалистичный, иногда напоминает сны. Как вы придумываете визуальные образы? Черпаете вдохновение из снов?
Сны на меня имеют очень большой эффект, да. Лично мои — очень яркие, живые и одновременно таинственные. Ещё музыка, она тоже рождает у меня в мозгу новые образы.
В то же время, как и во сне, у вас есть какая-то экзистенциальная тревога, которую можно разглядеть в вашем рисунке. Я не придумываю, она там есть?
Да, она там есть. Я страдаю от экзистенциального ужаса. На меня он накатывает волнами. Неудивительно, что этот страх пробирается в мои работы — наверное, это такая отчаянная попытка его выразить. Возможно, чтобы достучаться до других людей... В то же время у меня в рисунке есть и радость — так отражается моё лечение, когда мне удаётся бороться с паникой. Я стараюсь наслаждаться каждым моментом жизни, каким могу.
Обложка и кадр из выпуска комикса Silver Surfer
Мне очень нравится, как вы рисуете глаза. Как вы их делаете?
Честно говоря, точно не могу сказать. Мне кажется, что я всё мог бы сильно лучше рисовать. Всё делается инстинктивно.
Ваш «Серебряный сёрфер» напоминает мне «Доктора Кто» и книги Дугласа Адамса; странную британскую фантастику. У вас там очень интересно космос сделан — он как бы компактный, там всё рядом и много чего происходит. Каким вы его себе представляете?
Стараюсь не думать. Просто делаю так, чтобы всё «текло».
Вы часто работаете со своей женой, Лорой, которая выступает колористом в ваших комиксах. На что похожи ваши творческие отношения?
Чудесные! Моя жена — лучшая! Я всё в ней люблю, и мне очень нравится, как она работает. Она делает мою жизнь лучше!
Вы нарисовали графическую новеллу про историю Bacardi вместе с Уорреном Эллисом. Мне кажется, это необычная для вас работа — рисовать реальных людей и реальную историю. Каково это было?
Это был вызов — я потому и согласился. Я исследовал дневники своего прапрадедушки о его путешествии по Америке в начале XIX века. Так что это помогло мне погрузиться в эпоху и сделать в том же времени работу с Уорреном, которого я очень сильно уважаю.
Комментарии
Подписаться