Интервью«Голубь-бойфренд»:
Почему абсурдные видеоигры умнее,
чем кажутся
Автор симулятора свиданий с птицами о пародии, которую восприняли всерьез
Материал подготовил
Антон Мухатаев
Месяц назад вышел англоязычный ремейк Hatoful Boyfriend — японской визуальной новеллы, где игрок строит романтические отношения с голубями. Профильная пресса, впечатлённая необычной задумкой, оценила игру довольно высоко — и не только из-за абсурдной концепции, но и потому, что за ней скрывается неожиданно трагичная и увлекательная история. Look At Me разузнал у создательницы Hatoful Boyfriend Моа Хато, как ей пришло в голову разработать симулятор свиданий с птицами.
Hatoful Boyfriend — визуальная новелла с элементами психологического триллера, хоррора, антиутопии и постапокалипсиса, пародия на японские жанры: отомэ (симуляторы свиданий для девушек), jRPG (японские ролевые игры), уцугэ (игры с резкой сменой тонов — из жизнерадостного в депрессивный и обратно). Название представляет собой игру японских слов — заимствованного из английского языка «хатофуру» (душевный, искренний) и «хато» (голубь). Игрок принимает роль девушки, которая поступает в академию для разумных голубей, наделенных человеческими чертами. Вы следите за развитием событий, читая реплики героев, и периодически делаете выбор: например, вступаетесь за одну из сторон в споре или отдаете предпочтение какому-нибудь школьному предмету. Задача — завоевать расположение любого из голубей, что позволяет открыть одну из множества концовок. Конечная же цель — раскрыть заговор, стоящий за академией.
→ Создательница игры Моа Хато ведет твиттер , где иногда выкладывает фотографии голубей — своих и чужих.
Моа Хато — полуанонимный сценарист и иллюстратор из Японии, автор манги и визуальных новелл. Училась на юриста, но в итоге предпочла стать художником манги и начала работать для французского издательства Les Humanoides Associes. Самая известная работа — манга Vairocana. Подробности о себе скрывает: «Мне хочется, чтобы читатели оценивали мои работы в отрыве от моей личности — автора не нужно знать слишком хорошо». Имя — предположительно псевдоним: мало того что оно, судя по всему, очень редкое, так еще и «хато» по-японски значит «голубь». У самой Моа Хато дома живут три трубчатых голубя, одного из которых зовут Око-сан (имя одного из персонажей игры).
→ Исторически антропоморфизм — нередкое явление в искусстве, но в видеоиграх его обычно избегают.
Моа Хато
сценарист и иллюстратор
«Идея Hatoful Boyfriend пришла мне в голову в 2011 году, за день до 1 апреля. Мне хотелось научиться создавать визуальные новеллы, и я подумала, что стоит начать с чего-нибудь короткого, несложного. Я решила сделать визуальную новеллу о птицах, потому что с детства их обожала, особенно голубей. Кроме того, я больше люблю писать сценарии, чем рисовать, поэтому мне было намного проще использовать фотографии голубей, а не рисовать самой людей. 1 апреля я выпустила пробную версию Hatoful Boyfriend на Flash, и то, что изначально было глупой шуткой, быстро разлетелось по социальным сетям. Сайт, на котором находилась игра, не выдержал нагрузки.
Я не могла даже подумать, что со временем она найдёт более широкую аудиторию за рубежом
ВНЕЗАПНАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ ИГРЫ МЕНЯ УДИВИЛА. Через несколько месяцев я подготовила уже полноценную версию с множеством концовок. Я не могла даже подумать, что со временем она найдёт более широкую аудиторию за рубежом. Изначальную версию переводили на английский, но Flash не позволял играть в неё на современных операционных системах. Поэтому, когда компания Mediatonic предложила мне сделать ремейк, чтобы больше людей могли играть в Hatoful Boyfriend, я сразу согласилась.
→ Фильм Альфреда Хичкока «Птицы» — по-видимому, один из источников вдохновения Hatoful Boyfriend.
Мне хотелось создать нечто НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД абсурдное, но СКРЫВАЮЩЕЕ глубокУЮ историЮ. Поздние, более серьезные моменты игры сработали именно потому, что сперва идея кажется несуразной, а тон игры — глупым. Допускаю, что структура истории получилась не очень удачной: последний сценарий дался мне с трудом, я дописывала его с перерывами и постоянно сомневалась, хорошо ли получается. Нужных птиц подобрать было несложно, потому что у меня уже хранилось много фотографий с ними. Я почти сразу нашла снимки основных персонажей, а оставшиеся — тех птиц, которых я обычно не фотографирую, — обнаружились в базах данных с бесплатными фотографиями.
Каждая моя история должна сопровождаться визуальным рядом — я привыкла к этому из-за манги. Главное отличие между мангой и визуальной новеллой — это то, что в визуальных новеллах может быть сколько угодно концовок, а не одна. Мне очень понравилось прописывать сразу несколько вариантов, по которым может развиваться сюжет, придумывать альтернативные версии миров и трагичные концовки. Второе отличие — музыка и звуковые эффекты. В визуальных новеллах они очень важны: в них хорошо работают техники, знакомые мне по фильмам.
↑Тематическое кафе «Торими» в японском городе Кобэ. Кафе с таким же названием есть в игре, а в честь его сотрудников назвали персонажей.
В целом между визуальными новеллами и электронными книгами для Kindle не такая уж большая разница. От игрока требуется только нажимать на кнопку мыши, чтобы продолжать читать реплики, и изредка делать выбор. Учиться многому, чтобы написать сценарий, мне не пришлось: я уже достаточно напрактиковалась на манге и до этого проходила многие игры. Визуальные новеллы хороши, когда хочется рассказать длинную историю и не тратить на нее слишком много времени. На создание подробной манги по Hatoful Boyfriend ушло бы больше года, визуальные же новеллы — незатратный формат, позволяющий рассказывать любые истории.
Думаю, это особенность местной культуры отаку, которая долго развивалась в отрыве
от всего
Вероятно, Моа Хато недалека от истины в своем прогнозе, и ее первоапрельская шутка рискует превратиться в полноценный жанр. На следующей неделе закончится кампания на Kickstarter по сбору средств на разработку Bear Senpai — симулятора свиданий с медведями. Проект, скорее всего, не соберет достаточно средств: почти за два месяца он получил только 4 396 долларов — в четыре раза меньше необходимой суммы. Тем не менее нашелся один человек, который пожертвовал на игру целых 3 000 долларов, а значит, хотя бы кого-то затея по-настоящему увлекла.
На жанр симулятора свиданий для девушек я ВСЕГДА смотрела со стороны. До того, как взяться за Hatoful Boyfriend, я пробовала всего одну отомэ-игру. Возможно, именно взгляд извне помог мне выйти на широкую аудиторию. Hatoful Boyfriend — это предвзятая оценка жанра, пародия, обыгрывающая его стереотипы. Сложно сказать, почему отомэ-игры — японский феномен. Думаю, это особенность местной культуры отаку, которая долго развивалась в отрыве от всего. В Японии у анимэ и манги есть огромная преданная аудитория. Сами по себе визуальные новеллы не уникальны: я знаю нескольких отличных авторов из США и других стран. Может, в будущем и там появятся аналоги отомэ-игр.
Я очень люблю серию игр Ace Attorney. В честь ее создателя Сю Такуми я назвала одного из персонажей Hatoful Boyfriend. Но обычно я играю в японские ролевые игры. Мои любимые: Final Fantasy Tactics, серии SaGa и Mana, а также Live a Live — настоящий шедевр, который, правда, официально не выпускали за пределами Японии. Еще я обожаю нон-фикшн, в частности — Ричарда Докинса. Сейчас работаю над визуальной новеллой Black Holmes. Она основана на романах Артура Конана-Дойля, но при этом в ней есть элементы научной фантастики, так что это скорее абсолютно новая история, чем адаптация. Еще я работаю с другим человеком над визуальной новеллой Queen’s Lingerie Show о клубе трансвеститов-гомосексуалов. Не исключаю, что в будущем появятся и новости, связанные с Hatoful Boyfriend».
Комментарии
Подписаться