ИнтервьюКак придумать «Твин Пикс», который понятен даже детям
«На детском телевидении цензура особенно суровая»
интервью
Гриша Пророков
На русском Канале Disney начал идти второй сезон мультсериала «Гравити Фолз», в котором рассказывается об одноимённом таинственном городке. Если описывать шоу совсем коротко — это как «Твин Пикс», только мультсериал. Look At Me поговорил с его создателем Алексом Хёршем.
«Гравити Фолз» — мультсериал, придуманный молодым аниматором Алексом Хёршем, и идущий на Канале Disney (так по-русски официально называется Disney Channel). В нём рассказывается о брате и сестре, Диппере и Мэйбл, которых родители отправляют на летние каникулы к двоюродному деду Стэну в городок Гравити Фолз. Гравити Фолз оказывается классическим американским таинственным городком вроде Твин Пикса, полным загадок, странных существ и необъяснимых явлений.
«Гравити Фолз» отлично встраивается в новую волну американских мультфильмов, начатую «Временем приключений» — его одновременно интересно смотреть и детям, и взрослым. Для вторых тут есть много странных шуток и поп-культурных отсылок. Одновременно с этим создатели сериала умудряются ломать все стандарты детского телевидения и сериалов с тайнами вроде «Лоста». Отношения персонажей, мелкие детали, загадки и ответы на них — при внимательном просмотре становится очевидно, что Хёрш подходит ко всем этим вещам оригинально и борется со всевозможными клише.
Алекс Хёрш
создатель «Гравити Фолз»
«Гравити Фолз» идёт на Канале Disney, главные герои — дети. В то же время в мультсериале много шуток и отсылок, понятных только взрослым. Получается, что вы делаете мультфильм для всех?
Нет, я делаю мультфильм для себя. Канал Disney, конечно, детский канал. Но я знаю только один способ писать хорошие сценарии: делать что-то, что тебе нравится. А если у меня хороший вкус, то, скорее всего, это понравится большой аудитории. Так что, когда в «Гравити Фолз» вы слышите детскую шутку, а вслед за ней что-то очень взрослое, тут нет никакого хитрого плана, у меня просто такой вкус. Я рад, что сериал нравится и взрослым, и детям, но я просто делаю то, что мне кажется весёлым и смешным.
Факт, что 20-летние тоже смотрят мультфильмы, всё ещё кажется чем-то новым. Создателям мультфильмов приходится об этом думать в 2014 году?
Честно говоря, все вопросы о демографических трендах, рейтингах, маркетинге, возрастных группах, я оставляю Disney. Когда ты пытаешься предугадать, что будет популярным среди других, в результате у тебя получается неискренне. Пусть лучше сериал отменят, чем я всю жизнь буду делать то, что мне не нравится. Да, здорово, что людям за 20 моё видение пришлось по душе. Я рад, что взрослые смотрят мультики, потому что я сам — взрослый, который смотрит мультики.
У Канала Disney есть какая-то цензура? Были шутки или какие-то идеи, которые вам не удалось пустить в эфир?
Такое постоянно случается. На любом канале есть отдел, который занимается чем-то вроде цензуры, проверяет всё. На детском телевидении это особенно сурово. Это тяжело и фрустрирует, но, с другой стороны, канал платит за мультфильм, он им владеет, так что это их право — решать, что идёт в эфир, а что нет. Я не жалуюсь, это вечное противостояние художников и бизнеса.
Сначала культура освобождается,
всё становится более взрослым и странным,
а потом начинается отдача
и появляется цензура
В детских мультфильмах можно показывать больше, чем раньше. «Гравити Фолз» — довольно мрачное шоу. Вы согласны с тем, что мультфильмы стали взрослее?
Я бы не сказал. Посмотрите мультфильмы Disney 30-х и 40-х, «Пиннокио», например. Главный герой приезжает на Остров Удовольствий и ведёт себя там не лучшим образом. Его друга превращают в осла. В «Фантазии» есть огромный демон. Или мультфильмы Warner Bros. вроде «Озорных анимашек», у них был очень взрослый юмор. Сначала культура освобождается, всё становится более взрослым и странным, а потом начинается отдача и появляется цензура. Да, для Канала Disney «Гравити Фолз» — самое смелое шоу, но в анимации всегда есть что-то менее консервативное и более консервативное. В детстве я смотрел Looney Tunes и там Багз Банни, одетый в женское платье, стрелял из ружья в лицо охотнику Элмеру Фадду. Я бы никогда не смог сделать ничего подобного в «Гравити Фолз».
Почему вы решили сделать мультсериал о маленьком таинственном городке? Что привлекает вас в этом образе? Откуда он взялся в американской поп-культуре?
Америка — молодая страна, так что наши мифы не древние, а новые, о том, что происходит в городах. У нас есть легенды об НЛО, кругах на полях и существах вроде Дьявола из Джерси. Когда я был маленьким, я читал газету The Weekly World News, где печатали фото мальчика-летучей мыши, или говорили, что эльфы существуют. Плюс были сериалы об этом. Например, «Секретные материалы». Я любил такие истории. Я был странным мальчиком, не занимался спортом вместе со всеми, а сидел в одиночестве и рисовал инопланетян. Так что, когда я взялся придумывать свой мультфильм, я решил: «Хочу вернуться к этим легендам и сделать из них шоу».
В мультсериалах редко что-то меняется от серии к серии. В «Гравити Фолз» всё иначе: например, в начале сериала отвалилась одна из букв на вывеске «Хижины чудес» — и так и осталось. Почему вы уделяете столько внимания деталям? За ними трудно следить?
Так писать сценарий и производить шоу сложнее. Но и зрителям приносит больше радости. Меня всегда расстраивало, что в каждой новой серии у персонажей мультфильма как будто амнезия, и они забывают, что происходило с ними до этого. В старшей школе я читал «Гарри Поттера». Его читают даже маленькие дети, и они запоминают самые невероятные детали: каждого персонажа, историю всех семей, какая у кого волшебная палочка, какие заклинания и зелья кто знает. Дети гораздо умнее и внимательнее, чем многие считают. Если дать им шанс, они запомнят всё, что происходит в твоём сериале.
Мне захотелось поэкспериментировать, создать мультфильм, в котором всё было бы непрерывно, все мелочи сохранялись бы. Надо отдать должное Disney, когда я рассказал им об этой идее, они не стали ей противиться, а сказали: «Да, давай попробуем, покажи, что ты можешь сделать». Во взрослых сериалах есть эта непрерывность, она даже в ситкомах есть. Детские мультфильмы оставались последним форматом на телевидении, где эту территорию не исследовали. Так что это ужасно интересно делать. Зрителям это нравится: мы постоянно подкидываем какие-то улики, переносим детали из одной серии в другую, так, чтобы за «Гравити Фолз» было интересно следить.
Я знаю ответы на все большие вопросы,
они заперты в сейфе у меня в голове.
В сериалах вроде вашего, где всё крутится вокруг тайн, детали используются, чтобы помочь зрителям всё разгадать. Вы оставляете множество улик, намёков о том, что за город Гравити Фолз и что в нём происходит. Так много кто делал, «Лост», «Настоящий детектив», но нередко в итоге эти улики не собираются в целое. У вас, по-моему, всё иначе. В итоге получится цельная картина, которую поймут зрители?
Мы на это рассчитываем. Когда мы начинали делать «Гравити Фолз», у меня в голове была карта, как и что должно происходить от начала до конца. Я знаю ответы на все большие вопросы, они заперты в сейфе у меня в голове. Что такое Гравити Фолз, почему это такой странный город, откуда взялась книга, которую Диппер находит в лесу, что Стэн обо всём знает, как всё связано. Вот чего я не знаю — так это всех деталей конкретных эпизодов между ответами на эти вопросы. Это хороший способ придать сериалу структуру: придумать краеугольные камни, важные вопросы и ответы, но оставить себе пространство для экспериментов.
В таких шоу сообщество фанатов, их теории и обсуждения зачастую не менее важны, чем сам сериал. Например, успех «Настоящего детектива» во многом от этого и зависел — от того, что люди про него напридумывали в интернете. У «Гравити Фолз» во время первого сезона появилось сообщество безумных фанатов. Вы делаете второй сезон, рассчитывая на них?
Когда мы делали первый сезон, мы действительно надеялись, что у нас появятся безумные фанаты, но не могли быть уверены, что это произойдёт. Второй сезон мы делаем, уже точно зная, как внимательно они смотрят сериал. Так что все улики и коды во втором сезоне гораздо сложнее найти и разгадать. Впрочем, фанаты всё равно моментально с ними разбираются. Ещё надо понимать, что большинство зрителей не ломают голову сами, а сразу идут в интернет и находят, кто ответил на все вопросы за них. Но вот что мы точно поняли — так это то, что людям очень интересна тайна в «Гравити Фолз», основной сюжет. У нас было много серий, с ней не связанных, во втором мы закопались в неё глубже. И ещё вставляем больше подставных улик. Ловушек, обманных улик, чтобы разбираться в сериале было веселее и сложнее.
Недавно Хёрш анонимно выложил на 4chan фальшивый кадр, отвечающий на один из главных вопросов «Гравити Фолз»
Да, вы даже фальшивые улики в интернете вывешиваете!
(Смеётся.) Есть такое дело. Когда какой-нибудь «Твин Пикс» шёл в 1990 году, не было интернета. Авторам нужно было просто водить каждого зрителя за нос по отдельности. Нам же приходится противостоять коллективному сознанию интернета, который разгадывает «Гравити Фолз» вместе! Так что сражаемся по-новому, задействуем технологии.
В сериалах постоянно показывают такую пару героев, скептик и романтик: Малдер и Скалли, Шерлок и Ватсон. Отношения Мэйбл и Диппер устроены похожим образом, но в то же время не совсем. Мэйбл не такая уж и безумная, Диппер — не такой рациональный. Вы сознательно пошли против архетипа?
Во многих сериалах, особенно детских, персонажи часто определяются одной чертой. Например — этот парень параноик, а вот этот — умный. Мне как зрителю и сценаристу это кажется скучным. Хороший персонаж всегда обладает несколькими чертами, часто противоречивыми. Мэйбл, например, глупенькая, женственная, любит всё розовое, влюбляется в мальчиков, но в то же время она очень странная: встречается с зомби, выбирает в качестве подарка крюк, а не куклу. Диппер — умный, но не безупречный гений. Он ранимый, совершает много ошибок. Персонажи гораздо интереснее, когда в них сочетается сразу несколько элементов. Диппер и Мэйбл отчасти списаны с меня и моей сестры-близняшки. Так что, например, когда я пишу Мэйбл, я не думаю «Хм, какой мультфильм скопировать?», а думаю «Что моя сестра сделала бы в такой ситуации?» Она странный и оригинальный человек, поэтому получается соответствующе.
Кто-то из моих знакомых сравнил «Гравити Фолз» со «Скуби-ду». Вроде у них похожая фабула, но «Гравити Фолз» гораздо лучше, просто потому, что телевидение сильно изменилось со времён Скуби. Вы согласны, что современным детям очень сильно повезло, потому что мультфильмы сейчас лучше, чем раньше?
Спасибо, очень приятно. Я помню, как смотрел «Скуби-ду», когда мне было 10 лет, и мне было невероятно скучно. Сначала мне понравилась идея, что группа подростков будет разгадывать тайны, но потом в первой серии выяснилось, что монстр — это парень в маске, во второй — парень в маске, в третьей — парень в маске. Я думал: «Что они, совсем за дураков нас держат?!» Когда мы только собрались делать шоу, мы сразу решили, что хотим удивлять людей. Концовка серии не должна угадываться каждый раз. Да, иногда приятно собрать все улики самому и догадаться, что произойдёт, но с заключительной частью серии не всё должно быть очевидно.
Что же до современных мультфильмов: мне кажется, сейчас лучшее время для анимации и телевидения в целом. Раньше люди считали телевидение чем-то недостойным, мол, кино — это хорошо, а телевидение — дешёвка. Теперь восприятие меняется. С сериалами на HBO, Netflix и других каналах становится понятно, что ТВ — уникальное медиа, в котором можно показывать истории, невозможные в кино. Конечно, кино — это здорово, но 2-3 часа — это меньше, чем недели, месяцы или годы, которые ты можешь провести с персонажем в сериале. Между зрителем и сериалом возникает связь, которая невозможна в кино. И мне нравятся современные мультфильмы: Adventure Time, Bob’s Burgers, Rick and Morty — сейчас много странных, необычных шоу. Так что я рад, что делаю мультфильмы именно в XXI веке.
Комментарии
Подписаться