Интервью«То, что происходит
в музее, будет
происходить везде»
Архитектор Ник Аппельбаум — о настоящем и будущем музеев
Текст
Сергей Бабкин
28 октября в Москве начался форум «Открытые инновации». На него пригласили американского архитектора Ника Аппельбаума, сотрудника бюро Ralph Appelbaum Associates, авторов инновационных интерьерных и экспозиционных решений для музеев по всему миру. Look At Me спросил у него, зачем музеи нужны сейчас, какими они должны быть и что их ждёт.
Национальный музей доисторического периода
Тайвань,
2002 год
Бюро Аппельбаума создало интерьеры музея для археологических находок, которые обнаружили на Тайване во время строительства железнодорожной станции Тайтунг. Классический подход с фигурами людей в масштабе 1:1 соединился с применением мультимедиа и экранов, которые создают необходимый контекст для разных сцен и артефактов.
О роли музея в современном мире
Ник Аппельбаум
«Музей — это сердце современных общественных пространств, потому что мы становимся умным обществом, только если культурно привязаны к идее музея. Всё потому, что в музеях показывают то, о чём мы больше всего беспокоимся и заботимся. Они становятся витринами наших надежд и ожиданий от будущего. Музеи обогащают и оживляют общество, поскольку способны создавать сообщества вокруг себя. Так что музеи производят социальное благо почти в любом историческом и культурном контексте».
О том, что производит музей
«Вопроса о том, что для музея важнее производить — знание или опыт — на самом деле, не стоит. Между ними нет разницы. Главное требование к музею — способность образовывать. А уж как он это делает — зависит от каждого конкретного случая. Не существует универсального способа рассказать историю, так же как и нет идеального посетителя. Знание можно передавать различными путями, в том числе — через эмоциональный опыт.
И да, музей должен развлекать. Но он опять-таки не должен забывать о своей основной функции — образовывать. Если он становится игровой площадкой или тематическим парком, он теряет достоинство и определение музея, которое во многом состоит в серьёзности. Я думаю, что, когда музей перестаёт быть серьёзным, он перестаёт быть музеем и становится чем-то другим. А когда он становится чем-то другим, его ценность в глазах общества уменьшается».
Национальный мемориал Холокоста
Вашингтон,
1993 год
Бюро Аппельбаума создало музей Холокоста по «театральному» принципу. Зрительский опыт построен как контролируемое эмоциональное путешествие по трём актам на трёх этажах здания. В экспозиции разместили крупномасштабные объекты, в том числе привезённые из Польши и Германии: например, часть барака из Аушвица, рельсы из Треблинки и одна из лодок, на которых датчане вывезли всех евреев страны в нейтральную Швецию.
О рассказывании историй
«Я предпочитаю создавать музейные пространства с встроенными в них нарративами, пусть большинство музеев в мире и выставляют артефакты и произведения искусства без какого-то пронизывающего сюжета. Так что приходится работать с обеими формами. В принципе, место в современных музеях найдётся и для нарратива, и для «витрины». Добавлять нарратив особенно полезно для молодых людей, потому что именно они позволяют лучше понять, как жили люди в прошлом».
Проекты Ральфа Аппельбаума:
Еврейский музей и центр толерантности
в Москве
Национальный мемориал Холокоста
в Вашингтоне
Национальный музей Шотландии
в Эдинбурге
Музей транспорта
в Лондоне
Музей естественной истории
в Солт-Лейк-Сити
Музей Walmart
в Бентонвиле
Музей португальского языка
в Сан-Паулу
Об изобилии текста в музеях
«Важно рассказывать истории через текст, поскольку использование и понимание слов — база человеческого интеллекта. Так что текст — это теперь обязательная часть музейного пространства. Но важно и то, что люди обладают другими способностями, помимо чтения. Некоторые хорошо учатся чему-то с помощью движений тела, другие — слушая, третьи — с помощью визуальной информации. Потому музеи должны быть демократичными. Нужно понимать, что необходимо создавать возможность переживания опыта и знания для каждого посетителя, в зависимости от возраста, культурного опыта и предпочтений по поводу формы обучения. Я хочу, чтобы музей был доступен для всех, и потому создаю пространства, которые удобны наибольшему числу тех, кто хочет учиться. Об обычных посетителях я думаю гораздо меньше, чем о тех, кто приходит в музей получать знания».
Еврейский музей и центр толерантности
Москва,
2012 год
Пространство одного из важных конструктивистских зданий Москвы, Бахметьевского гаража, Аппельбаум разделил на восемь секторов, которые объединены в 120-метровый таймлайн о жизни евреев в России. Одним из главных аспектов стала интерактивность: в некоторых зонах зрители могут сами выбирать, о чём конкретно они хотят узнать, и вступают во взаимодействие с объектами.
О будущем музеев
«Последние 20 лет много говорят о design thinking, мышлении выпускников школ искусств, которое начинает влиять на мышление всех людей в мире. Я думаю, что в будущем мы сможем говорить о museum thinking. Это те принципы мышления, которые мы используем, когда организовываем пространство и экспозицию музея. Это особенные стратегии организации информации и того, как один нарратив может отображать разнообразные точки зрения.
Я думаю, что будущее музея шире, чем сам музей. Концепт музея постоянно меняется: сейчас мы уже не воспринимаем его как просто место показа коллекции артефактов, теперь музеи насыщены мультимедиа. Следующий этап в эволюции — это пространство без пространства. То, что происходит в музее, будет происходить везде. Иначе говоря, все общественные пространства, в которые вложена хоть какая-то информация, начнут организовываться по принципу музея. Можно сказать, что весь мир станет музеем, производящим знание. Экосистема традиционного музея в аспекте того, как в нём устроен обмен информацией, станет базой для таких процессов во всём обществе».
Фотографии via Ralph Appelbaum Associtiates
Комментарии
Подписаться