Views Comments Previous Next Search
Как пластик может стать основой для новой жизни — Интервью на Look At Me

ИнтервьюКак пластик может стать основой для новой жизни

И какие чувства вызывает московский мусор

Как пластик может стать основой для новой жизни. Изображение № 1.

Интервью
Ян Тамкович

В октябре в Москву в рамках программы Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии приезжала художница Пинар Йолдаш. Она создаёт скульптуры, изображающие фантастические формы жизни, которые бы могли появиться, если бы пластиковые отходы в мировом океане начали бы эволюционировать. Look At Me попросил московского художника Яна Тамковича поговорить с ней об океане, отходах и активизме, а также показать ей московский мусор, чтобы понять, как он может встроиться в её фантастические экосистемы и какие чувства он вызывает. Выставка Пинар Йолдаш проходит на ВДНХ до середины марта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пинар Йолдаш

художница

«Мне не нравится активизм, основанный на ярости».

 

 

 

 

Природа не знает мусора

Понятие «мусор» связано с человеческой культурой и языком. Существует ли мусор как таковой для нечеловеческих форм жизни? Понимают ли киты, что такое мусор? А другие животные? Страдают ли они от мусора? Мусор как таковой и его понятие создаём только мы. В мире природы его не существует.

 

 

Может ли природа справиться с загрязнением сама

Существуют бактерии, которые питаются пластиковыми отходами, но мы пока не можем говорить, что природа способна решить проблему без вмешательства человека. Таких существ нашли в лесах Амазонии, а в Стэнфордском университете изучают червей, которые поедают полиэстер или поливинил. Но мы не понимаем их роль в цикле обмена веществ в природе. Проблема не просто в пластике, который попадает в океан, а в культуре: мы слишком быстро производим огромное количество отходов. Все разработки по биоразложению пластика — это как небольшие заплатки на проблеме, и всегда есть опасность того, что ситуация выйдет из-под контроля. Мы не знаем, как эти разработки смогут применять в реальной жизни. Может, людям просто стоит быть внимательнее к материалам, которые они используют? Всё очень сложно, потому что в плане мусора человечество пытается решить проблему, которую оно само же и создало. Это искусственные решения искусственной проблемы.

 

 

Как пластик может стать основой для новой жизни. Изображение № 3.

 

 

Что вдохновляет на экологическое искусство

Я провожу время в онлайн-библиотеках, где ищу научные статьи, так что мой творческий процесс во многом похож на работу журналиста или академическую деятельность. Например, для проекта, который я представила в Москве, важным источником вдохновения стал капитан Чарльз Мур, который открыл Большое тихоокеанское мусорное пятно, а также труды о пластике, особенно книга Сьюзан Фрейнкел «Пластик: токсичная история любви». А ещё меня вдохновляют книги по сравнительной анатомии и научная фантастика.

 

 

Брендинг — часть новых экосистем

Важная составляющая моих работ — это цвет существ и их формы, поскольку они связаны с вымышленной экосистемой, в которой живут. Чтобы создать своих птиц, я изучила пигментацию у фламинго, которая зависит от их диеты. Я провела аналогию между пигментацией и фирменными цветами разных брендов. Мы можем различать бренды по их цветам, и эта способность связана с различением съедобного и несъедобного. Так что у всех моих птиц — «корпоративные» цвета, потому что они ели соответствующие отходы вроде бутылок и их крышечек. Например, птица предпочитает есть упаковку от Coca-Cola, и её цвета начинают напоминать корпоративную палитру этого бренда. Это довольно прямое высказывание, но у меня есть и более сложные: например, я считаю, что пластики очень привлекательны в сексуальном плане. Настолько, что некоторые дизайнеры буквально влюбляются в них, как Хани Рашид. Цвет пластика сверхстимулирует потребителя, так что это важный аспект работы с материалом.

 

 

Политика не связана с реальностью

Я не рассматриваю проблему с точки зрения политики, потому что она мне скучна. Политика — это больше о слухах и выдумках, чем о реальности, истине и будущем. Конечно, это один из инструментов создания будущего, и общество без неё существовать не может, но я её не выношу. Наверное, это потому, что я выросла в Турции, где постоянно происходит какой-то бред. Может, если бы я выросла в Скандинавии, это бы меня так не раздражало. Наука меня привлекает больше — в ней гораздо больше областей исследования, меня очаровывает природа. Если бы я не была художницей, я бы стала учёным.

 

 

Как пластик может стать основой для новой жизни. Изображение № 4.

 

 

Имитация экологических связей в неорганическом мире

Почти невозможно придумать целую экосистему, но я стараюсь, чтобы мои существа в теории взаимодействовали друг с другом. Например, моя черепаха ест яйца насекомых, а насекомые едят, допустим, планктон. Я имитирую экологические связи между разными видами так, что получается неорганическая система, которая живёт по законам углеродных систем жизни. Я называю их пластикоядными (plastvore) по аналогии со всеядными (omnivore) или хищниками (carnivore). Да, в следующий раз мне стоит добавить в экосистему пластиковый планктон…

 

 

Что такое латентный активизм и имеем ли мы право молчать

Передача знаний — это уже активизм, я его называю латентным активизмом. Ты просто оставляешь человека с новой информацией и так закладываешь в нём семя идеи. Мне не нравится активизм, основанный на ярости. Есть ли у нас вообще возможность быть пассивными в XXI веке? Я думаю, что каждый должен в какой-то мере быть активистом. Политические движения прошлого, когда люди боролись за свободу и против несправедливости, принесли нам права человека, но сейчас всё по-другому: мы должны бороться с несправедливостью, которая угрожает жизни на Земле в принципе. У нас нет выбора, мы не можем быть тихими и пассивными, так что говорить о проблемах — это не только задача художника, а задача всех.

 

Как пластик может стать основой для новой жизни. Изображение № 5.

Эксперимент: какие чувства вызывает московский мусор

Ян Тамкович принёс на встречу с Пинар Йолдаш несколько объектов, которые можно отнести к категории «мусор», чтобы посмотреть, как они могут вписаться в искусственные экосистемы художницы. Она рассказала, какие чувства у неё вызывают эти образцы, отметив, что тема её работы — в первую очередь океан, а не отходы.

Слинки

Когда я выбираю объекты для своих работ, я принимаю их такими, какими их встречаю. Это особенность пластика: он может быть очень привлекательным. У этой слинки есть волшебный блеск: наверное, она рассчитана на девочек. В любом случае она прекрасна. Меня, кстати, куда больше интересует состав пластика, чем его токсичность или цвет.

«Краб» для волос

Эта вещь выглядит очень причудливо, у неё интересная форма: она одновременно органична и в то же время это одна из тех парадоксальных вещей, вроде и не морская раковина, но вроде и с естественной текучей формой. Мне нужно узнать, из чего она сделана и можно ли её переварить...

Раскрашенный скотч*

Это скотч. Вы, наверное, что-то заклеивали или закрашивали, сорвали его, и он обрёл собственную структуру, которая превратила его в скульптуру.

* остался после ремонта мастерской художницы Анны Титовой

Пластиковая карта*

Это очень интересная вещь. Так же как и другие игрушки из пластика, она очень яркая. У некоторых пластиков есть некий функционал. Например, из каких-то мы можем пить, а у других функции эмоциональные и интеллектуальные. У этой карты такой состав, что ребёнок от 0 до 3 лет вполне может её жевать, так что она репрезентирует фантазию.

* изображает часть территории России
с прикреплённой к ней фигуркой храма Василия Блаженного

Ткань с текстурной печатью

Все эти объекты нагружены культурным значением. Этот интересен тем, что он репрезентирует природу (На нём изображён цветок. — Прим. ред.), а это именно то, зачем мы используем пластик — чтобы симулировать естественное. Поэтому особенно парадоксальными мне кажутся искусственные цветы. Но я всё равно в первую очередь думаю о материальных качествах объекта: смогут ли мои существа его переварить?

Сгнившая труба
от стиральной машины

Этот пластик притворяется, что он разлагается, но на самом деле пластик бессмертен. Он распадается на мелкие частицы, но не уничтожается совсем. Интересно сравнить эту трубу со слинки: у обеих форма спирали, но слинки избыточна и потому веселит, а от этой трубы становится грустно. Как и любой другой материал, пластик способен производить эмоции. И слинки радует, потому что только такой прозрачный и красочный материал способен развеселить человека.

Попрыгунчики в контейнере
от шоколада

У попрыгунчиков есть три качества, которые производят радость, — прозрачность, упругость и низкая цена. Они становятся похожими на еду, потому что лежат в контейнере, который притворяется золотым, хотя он и не такой, и это тоже важное качество пластика — он обманывает всего на несколько мгновений, но именно потому и привлекает. Моим существам бы понравился этот контейнер: выглядит вкусно.

Пластиковая ваза для конфет
или фруктов

У вазы интересные форма и цвет, но на меня она производит парадоксально грустное впечатление. Может быть, это просто грусть, которая присуща пластику, а может, она просто отсылает своей формой к некой ностальгической эпохе.

Мятые объявления

Так, это бумага. В ней может содержаться пластик, но всё равно это не очень хороший объект.

Подпорка для цветов

Здесь пластик смешан с металлом, и получилась такая кинетическая скульптура. Почему бы и нет? Думаю, со сталью тоже можно делать интересные вещи.

Строительная плёнка

Об этом мне нечего сказать.

 

Дополнительные изображения via polytechnicum

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются