Икона эпохиИкона эпохи:
Ян Шванкмайер
Чешский режиссер-сюрреалист, повлиявший на Терри Гиллиама и Тима Бёртона
Текст
Анна Савина
В новой рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссерах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — чешский режиссер-сюрреалист Ян Шванкмайер, выставка которого открывается 21 июня в «Гараже». Экспозиция называется «Кунсткамера Яна Шванкмайера» — режиссер собирает редкости и сам создает необычные арт-объекты, которые и покажут в Москве.
Ян Шванкмайер
Jan Švankmajer
1934, Прага, Чехия
Чешский режиссер-сюрреалист и художник
Кукольный театр и первые короткометражки
С детства Ян Шванкмайер увлекался кукольным театром и решил сделать это своей профессией — в Пражской академии музыкальных искусств он изучал кукольную сценографию и режиссуру. Закончив академию, он принял участие в съемках фильма Эмиля Радока «Иоганн доктор Фауст», где все главные роли «исполняют» ярмарочные куклы. Радок обратился к традициям народного театра, который с детства так любил Шванкмайер.
В начале 1960-х Шванкмайер работал в популярном пражском театре «Семафор», где ставил авангардные пьесы и основал «Театр масок», все актеры которого выходили на сцену в черных масках. Потом он устроился в экспериментальный театр Laterna Magika, в спектакли которого включали видео, современный танец и театр теней — именно там Шванкмайер увлекся кино. В 1964 вышла его первая короткометражка «Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара». В ней еще чувствуется влияние театра: герои фильма, господин Шварцвальд и господин Эдгар, два конкурирующих фокусника, выступают на театральной сцене, показывая различные трюки, а за кадром слышится звук аплодисментов.
К концу 1960-х стиль Шванкмайера изменился: например, короткометражка «Сад» 1968 года больше напоминает фильмы Бюнуэля, чем традиции народного театра.
В 1974-м анимационную короткометражку Шванкмайера «Дневник Леонардо» показали на Каннском кинофестивале, и, после статьи одного из чешских кинокритиков, который назвал «Дневник» странной фантазией, чуждой социализму, у Шванкмайера начались проблемы с цензорами. Сняв больше десятка короткометражек в 1960-х и начале 1970-х, Шванкмайер был вынужден прервать работу на несколько лет.
Из-за цензоров Шванкмайер прервал работу над фильмами на несколько лет
Полнометражные фильмы
В конце 1980-х вышла первая полнометражная картина Шванкмайера — в 1988 году он снял мрачный анимационный фильм, в котором интерпретировал «Алису в стране чудес». Несмотря на то что фильм больше известен как «Алиса», в оригинале он называется «Сон Аленки». Версия Шванкмайера не похожа ни на какую другую экранизацию книги Кэролла, а мрачный мир, в который попадает героиня фильма, напоминает не викторианскую страну чудес, а детский ночной кошмар — в такой обстановке оказывается другая героиня Шванкмайера, девочка из короткометражки 1983-го года «Вниз в погребок». Как и в других фильмах Шванкмайера, в «Аленке» используется стоп-кадровая анимация, а куклы, чучела животных и неодушевленные объекты ничуть не менее важны, чем актеры.
Второй полнометражный фильм Шванкмайера, снятый в 1994 году, называется «Урок Фауста». Как и Эмиль Радок, режиссер заменяет актеров куклами, которых заставляет «испытывать» сложные чувства. В 1996 выходят «Конспираторы наслаждений» — фильм о сексуальных фантазиях шести обыкновенных людей, который Шванкмайер собирался снять еще в 1970-е, но не смог из-за цензурных запретов. Как и в «Алисе», режиссер сочетает игровое кино и анимацию, которая используется для того, чтобы показать сны и фантазии героев. Шванкмайер продолжает снимать полнометражное кино, но его стиль почти не меняется. Хотя недавняя картина «Пережить свою жизнь» более легкомысленна, чем другие фильмы, Шванкмайер остается одним из немногих приверженцев сюрреализма.
Кунсткамера Яна Шванкмайера
Шванкмайер не только снимает кино, но и занимается современным искусством. В 1970-м году он присоединился к группе чешских сюрреалистов. Тогда режиссер начал создавать «тактильные объекты» — рельефные картины и инсталляции с необычной текстурой, которые каждый может интерпретировать в зависимости от своих ощущений при контакте с произведением.
Кроме того, на протяжении многих лет Шванкмайер собирал коллекцию необычных артефактов, создавая собственную кунсткамеру. Cреди экспонатов «кабинета редкостей» есть не только приобретенные объекты, но и его собственные работы. Режиссера всегда вдохновляла история эксцентричного эрцгерцога Австрии Рудольфа II, который жил в Праге в конце XVI века. Он собрал большую коллекцию необычных предметов и покровительствовал художнику Арчимбольдо. Шванкмайер посвятил Рудольфу II и Арчимбольдо короткометражку «Естественная история».
Другое увлечение режиссера и художника — это спиритизм. После знакомства с группой сектантов из северной Моравии, верящих в возможность общения с духами, Шванкмайер начал собирать коллекцию рисунков медиумов. Пытаясь понять их произведения, он попробовал рисовать бессознательно. Правда, для него такая техника связана не с верой в духов, а с возвращением к идеям сюрреалистов, которые верили в то, что творчество зависит от человеческого бессознательного.
Ян Шванкмайер: Таймлайн
1954
Шванкмайер участвует в съемках фильма «Иоганн Доктор Фауст» Эмиля Радока
1964
Выходит первая короткометражка Шванкмайера «Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара»
1970
Режиссер присоединяется к группе пражских сюрреалистов
1974
«Дневник Леонардо» показывают на Каннском кинофестивале
1983
Выходит короткометражка «Вниз в погребок»
1988
Шванкмайер снимает свой первый полнометражный фильм «Алиса»
1989
Режиссер получает приз «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм («Мужские игры»)
1994
Выходит полнометражный фильм «Урок Фауста»
1996
«Конспираторы удовольствий»
2000
«Полено»
2010
«Пережить свою жизнь»
Влияние Яна Шванкмайера
Братья Куай
Режиссеры-аниматоры братья Куай считают Шванкмайера своим учителем. В 1984 году они сняли фильм «Кабинет Яна Шванкмайера, пражского алхимика кино», в котором рассказана история о том, как некий профессор берет в ученики мальчика и показывает ему, как снимать кино.
Терри Гиллиам
Терри Гиллиам, который начинал как художник-аниматор в знаменитом телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона», называет короткометражку Шванкмайера «Возможности диалога» одним из своих любимых фильмов.
Тим Бёртон
Как и Шванкмайер, Тим Бёртон исследует человеческое подсознание. Кроме того, в некоторых его работах («Кошмар перед рождеством», «Труп невесты») также использован метод стоп-кадровой анимации.
Что можно найти в продаже
книга
Jan Svankmajer: Dimensions of Dialogue: Between Film and Fine Art
Книжный магазин Центра «Гараж»
5500 руб.
Комментарии
Подписаться