Икона эпохиИкона эпохи: Эд Рушей
Американский художник, который изобрёл «текстовую живопись»
Текст
Анна Савина
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и ощутимо повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт об американском художнике Эде Рушее, «текстовая живопись» которого повлияла не только на многих современных художников, но и на графических дизайнеров.
Эдвард Рушей
Edward Ruscha
1937, Омаха (Небраска), США
Американский художник
Ранние годы и путешествие
Несмотря на то что сейчас Эд Рушей и его творчество кажутся неотъемлемой частью мифологии Лос-Анджелеса, будущий художник вырос вовсе не в Калифорнии. Он родился в Омахе, штат Небраска. Отец не поддерживал его желание заниматься творчеством, хотя Эдвард с детства хотел быть мультипликатором. Мать, правда, была на его стороне: в 1960 году вместе с ней и сестрой Эдвард поехал в Европу, чтобы познакомиться с культурой Старого Света. Правда, искусство прошлых веков ему не понравилось, и единственной картиной, которая действительно впечатлила художника, была «Офелия» Джона Эверетта Милле. Конечно, работы Рушея бесконечно далеки от живописи прерафаэлитов, но он часто использовал такие же композиционные приёмы, как и Милле. Например, картина Los Angeles County Museum on Fire похожа на «Офелию», потому что оба художника смотрят на изображаемый объект сверху. Кроме того, и Офелия, и музей, расположены на холсте по диагонали.
«Los Angeles County Museum on Fire»
Лос-Анджелес и первые работы
В 1956 году Рушей переехал в Лос-Анджелес, чтобы изучать графический дизайн в Chouinard Art Institute. Одним из преподавателей у него был абстрактный экспрессионист Эмерсон Волффер, однако это направление в живописи, ставшее популярным в конце 1950-х, не нравилось будущему художнику. Также он разочаровался и в графическом дизайне — после окончания института он устроился в рекламное агентство, но быстро уволился.
Рушей пробовал по-разному рисовать и сами фразы — он использовал кровь, кофе, соки и вино.
Рушей понял, чем он действительно хочет заниматься, когда увидел репродукцию картины Джаспера Джонса Target with Four Faces, которая была так не похожа на полотна абстрактного экспрессионизма. Бросив графический дизайн, он начал заниматься живописью, совсем не похожей на работы художников его времени. Начав с изображения ёмких слов и выражений (например, OOF) на цветном фоне, позже он по-разному совершенствовал выбранный «формат». Художник добавлял различные повседневные предметы, экспериментировал со шрифтами и материалами, а также фоном: например, одна из его самых известных серий — это картины с белыми словами и фразами на фоне фотореалистично изображённых гор.
Книги фотографий
и графический дизайн
Работы Рушея повлияли не только на многих художников-концептуалистов, которые стали использовать слова в своих работах, но и на графических дизайнеров. Он много экспериментировал со шрифтами и использовал не только существующие гарнитуры (например, Frankfurter для картины Spam или Stymie Bold для Honk), но и изобретал собственные. Например, он придумал сложный шрифт для серии рисунков, которые были сделаны в конце 1960-х.
Вместо карандаша Рушей использовал порох — заменив им графит, он по-прежнему изображал слова, но они были составлены из «лент» и выглядели трёхмерными.
Помимо работы со шрифтами он занимался и созданием и оформлением книг. В 1962 году была издана первая книга Рушея. Во время долгих поездок к родителям в Оклахому он сфотографировал десятки обычных автозаправочных станций, затем выбрал 26 снимков и издал книгу небольшим тиражом. Потом вышло ещё множество книг, каталогизирующих некие простые объекты. Например, в 1966 году Рушей создал книгу, которая состояла из фотографий всех зданий на Сансет Стрип. Сейчас фотографии Лос-Анджелеса, сделанные художником, выставляются в The Getty Center — по архиву Рушея можно проследить, как менялась архитектура Лос-Анджелеса на протяжении 1960-х и 1970-х.
Голливуд и признание
С 1965 по 1985 гг. Рушей работал в студии на Western Avenue, из окна которой была видна огромная надпись Hollywood — её он изобразил на многих своих картинах. Ещё одна картина художника, связанная с Голливудом, — это огромное изображение логотипа кинокомпании 20th Century Fox (полотно называется Large Trademark with Eight Spotlights). В отличие от многих лос-анджелесских художников, Рушей не относится к Голливуду враждебно, а его работы коллекционирует актёр Стив Мартин.
Коммерческий успех пришёл к нему сравнительно недавно. В 1970-х его представляла галерея знаменитого коллекционера и арт-дилера Лео Кастелли, но работы Рушея плохо продавались. Первая успешная выставка художника состоялась в 1986 году — тогда почти все работы, выставленные в нью-йоркской Robert Miller Gallery, были проданы. Сейчас Рушея представляет одна из самых крупных в мире галерей — галерея Ларри Гагосяна. В 2009 году его картина I think I'll вошла в коллекцию Белого дома, а в 2013-м журнал TIME включил Рушея в список 100 самых влиятельных людей мира.
Эд Рушей: Таймлайн
1956-60
Рушей переезжает в Лос-Анджелес и начинает изучать графический дизайн в Chouinard Art Institute.
1961
Художник путешествует по Европе и впервые видит «Офелию» Милле.
1962
Выходит первая арт-книга Twentysix Gasoline Stations
1962
Открывается выставка New Painting of Common Objects в Pasadena Art Museum. Помимо Рушея в ней участвует Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн. Поп-арт оформляется как самостоятельное течение, но работы Рушея часто относят также к концептуализму.
1966
Выходит ещё одна знаменитая арт-книга Рушея Every Building on the Sunset Strip.
1970
Художник представляет США на Венецианской биеннале.
1982
Открывается первая ретроспектива художника в San Francisco Museum of Modern Art.
2009
Картину I Think I’ll приобретает Белый дом.
2013
Журнал TIME включает Рушея в список 100 самых влиятельных людей.
Влияние Эда Рушея
Художники-концептуалисты
Живопись и фотографии Эда Рушея повлияли на многих художников-концептуалистов. Например, в 1969 году Брюс Науман создал книгу Burning Small Fires. Для неё он сфотографировал, как горит книга Эда Рушея Various Small Fires and Milk. Другой известный американский художник, Кристофер Вул, как и Рушей, превращает ироничные надписи в огромные картины.
Книги художников
26 Gasoline Stations стала одной из самых «цитируемых» книг, созданных художником. Очень многие художники и фотографы создали свои версии книг Рушея: десятки авторов со всего мира начали снимать автозаправки, все дома на некой улице или какие-то ещё повседневные объекты. Этому феномену посвящена книга Various Small Books, в которой собраны сто книг, созданных под влиянием Рушея. Также в этом году в Gagosian Gallery прошла выставка, на которой показали книги Рушея и его последователей. Одна из последних книг, вдохновленных изданиями художника, называется One Swimming Pool. Для неё голландская художница Элизабет Тоннард сфотографировала один из бассейнов, снимки которого есть в книге Рушея Nine Swimming Pools and a Broken Glass.
Лос-Анджелес
Рушей стал одним из главных героев лос-анджелесской арт-сцены, которая начала развиваться в 1960-х, когда в городе открылась Ferus Gallery — вокруг неё появилось сообщество молодых художников, многие из которых затем достигли успеха. Работы Рушея буквально стали частью Лос-Анджелеса: на видео, созданном организацией Pacific Standart TIme, надписи с его картин становятся частью городского пейзажа, а сам Рушей едет по городу с Энтони Кидисом и обсуждает значение слов в музыке и изобразительном искусстве.
Что можно найти в продаже
Комментарии
Подписаться