Икона эпохиИкона эпохи: группа
De Stijl
Голландская модернистская арт-группа, повлиявшая на Миса ван дер Роэ, Ива Сен-Лорана и The White Stripes
Текст
Анна Савина
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт о голландской авангардной группе De Stijl, в которую входил художник Пит Мондриан, создатель знаменитого «красно-синего стула» Геррит Ритвельд и художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург. Look At Me разобрался, что объединяло этих авторов и как их идеи повлияли на архитектуру модернизма, абстрактную живопись, моду и даже музыку.
De Stijl
Стиль
1917, Амстердам
группа художников, архитекторов и дизайнеров
Участники
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Геррит Ритвельд,
Вилмош Хусар, Якобс Йоханнес Ауд, Барт ван дер Лек,
Роберт ван Хофф и другие
Появление группы
и неопластицизм
Во время Первой мировой войны границы Нидерландов были закрыты, и многие художники, которые собирались переехать в Париж, остались в Амстердаме. Среди них был Пит Мондриан, который вернулся из Парижа в родную страну в 1914 году из-за болезни отца и хотел затем уехать обратно во Францию, где в то время работали Жорж Брак и Пабло Пикассо. Мондриан остался в Амстердаме, где в 1915 году познакомился с художником Тео ван Дусбургом, а также с ещё несколькими художниками, архитекторами и писателями. Все они искали новый язык в живописи и архитектуре и симпатизировали идеям Пикассо и Брака, которые создали новое направление в абстрактной живописи — кубизм.
Тео ван Дусбург Composition I, 1916 г.
Пит Мондриан
Composition with Gray and Light Brown, 1918 г.
В 1917 году ван Дусбург предложил своим товарищам пожертвовать индивидуальными амбициями и создать сообщество художников. Он считал, что всех художников из его окружения объединяет то, что они занимаются «пластическими искусствами». Работая вместе, эти авторы, по задумке ван Дусбурга, должны сформулировать общие принципы, объединяющие все искусства, или, другими словами, универсальный «стиль». Так появилась группа De Stijl, что означает «стиль» в переводе с голландского.
Одновременно с появлением группы начал выпускаться и одноимённый журнал, в котором публиковались теоретические работы участников De Stijl. Название для нового взгляда на искусство, которое пропагандировала группа, придумал Пит Мондриан — он назвал новое направление нефигуративного искусства неопластицизмом. Ван Дусбург и Мондриан призывали к созданию универсального изобразительного языка, «словарь» которого состоял из нескольких элементов: прямоугольников, квадратов и линий. Всем цветам последователи неопластицизма предпочитали основные цвета спектра (красный, синий и желтый), а также чёрный и белый.
Журнал De Stijl, 1917 г.
Дизайн и архитектура
Ван Дусбург хотел преобразовать не только живопись, но и архитектуру, и дизайн. В 1916 году он познакомился с архитектором Якобсом Йоханнесом Аудом и сразу начал сотрудничество: ван Дусбург придумал витраж для дома, который строил Ауд. Несколько лет спустя ван Дусбург создал витражи и для целого роттердамского жилого района, который был построен по проекту Ауда.
«Красно-синий» Геррита Ритвельда, 1917 г.
Хотя формально дизайнер и архитектор Геррит Ритвельд присоединился к группе лишь в 1918 году, за год до этого он создал свой знаменитый «красно-синий стул», соблюдая все принципы De Stijl. Его дизайн-объект состоял из прямоугольных деревянных деталей, покрашенных в «открытые» цвета: красный, синий и жёлтый. Как и на картинах Мондриана, цветные прямоугольники Ритвельд чередовал с чёрными «линиями» — перилами и ножками. Хотя Ритвельд смастерил свой стул самостоятельно, он рассчитывал, что его мебель будет выпускаться на фабриках — ван Дусбург выступал именно за индустриальное производство.
Rietveld Schröderhuis Геррита Ритвельда, 1924 г.
Ауд и ван Дусбург поссорились в 1921 году. Когда последний создал витражи для новой очереди застройки в Роттердаме, Ауд отказался использовать их, сказав, что они противоречат его задумке. Однако Ритвельд продолжал следовать принципам De Stijl: в 1924 году в Утрехте был построен Rietveld Schröderhuis — простой и функциональный дом, который считается образцовым воплощением неопластицизма в архитектуре. Ван Дусбург тоже продолжал заниматься дизайном. В 1926-1928 гг. вместе с художником Хансом Арпом и его женой Софией Тобер он придумал интерьер Café Aubette в Страсбурге. Стены кафе украшали абстрактные работы ван Дусбурга, и в помещение можно было танцевать и смотреть кино — кафе было прототипом современных ночных клубов.
De Stijl и «Баухаус»
В 1921 году ван Дусбург поселился в Веймаре, где за два года до этого открылась экспериментальная школа «Баухаус», в которой преподавал Василий Кандинский и Поль Клее. Ван Дусбург тоже хотел преподавать в прогрессивном учебном заведении, чтобы распространить идеи De Stijl. Он устраивал ужины для преподавателей «Баухаус», но так и не получил желаемой должности. Тогда ван Дусбург организовал независимые курсы для студентов школы. На занятиях он критиковал принципы «Баухауса» и выступал за объективность, использование новых технологий и создание дизайн-объектов для массового производства.
Несмотря на то что курсы ван Дусбурга осуждались преподавателями «Баухауса» и скоро прекратили своё существование, они оказали большое влияние на некоторых студентов веймарской школы. Несколько молодых людей, среди которых был Марсель Брейер, знаменитый изобретатель стула из гнутых трубок, основали группу KURI. Главные принципы группа позаимствовала у De Stijl: они также использовали открытые цвета и ограничили свой «визуальный словарь» прямоугольниками и линиями.
Стул Марселя Бройера, 1927-1928 гг.
В 1923 году ван Дусбург поселился в Париже, где много общался с все-таки покинувшим Нидерланды Мондрианом. Они решили отказаться от неопластицизма и ввели новое понятие «элементаризм», которое тоже было основано на необходимости создания «универсального языка» и являлось лишь развитием неопластицизма. Однако Мондриану и ван Дусбургу было трудно найти общий язык из-за эксцентричности последнего. В Европе набирал популярность сюрреализм, а ван Дусбург создавал всё новые теории, тогда как многие участники группы не хотели ассоциировать своё творчество с этими новыми идеями. После смерти ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила своё существование.
Таймлайн: De Stijl
1915
Тео ван Дусбург знакомится с Питом Мондрианом в амстердамском Stedelijk Museum — всего за 6 лет до этого музей начал собирать коллекцию современного искусства, в которую вошли работы Брака, Кандинского и Шагала. Также в это время ван Дусбург знакомится с некоторыми другими художниками.
1917
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек и другие художники и архитекторы основывают группу De Stijl и начинают издавать одноимённый журнал
1917
Геррит Ритвельд создает красно-синий стул
1917-18
В 12 частях выходит работа Мондриана The New Plastic in Painting
1918
К группе присоединяется молодой архитектор Геррит Ритвельд
1918
Ван дер Лек покидает группу из-за противоречий
1919
Ван Дусбург придумывает гарнитуру Architype Van Doesburg
1920
Выходит книга Пита Мондриана «Le Neo-Plasticism»
1924
Пит Мондриан покидает De Stijl из-за разногласий с Тео ван Дусбургом
1924
В Утрехте заканчивается строительство дома Rietveld Schröderhuis, проект которого соответствует принципам De Stijl.
1925
Тео ван Дусбург разрабатывает теорию элементаризма
1928
Ван Дусбург создаёт проект кафе Café Aubette в Страсбурге, первое многофункциональное кафе — в нём можно было танцевать и смотреть кино.
1931
Умирает Тео ван Дусбург, группа прекращает свое существование
Влияние De Stijl
Мис ван дер Роэ
Работы Тео ван Дусбурга очень повлияли на Миса ван дер Роэ. Например, планы спроектированного им в 1923 году загородного дома напоминают абстрактные картины ван Дусбурга. Ван дер Роэ оставался верен принципам, выдвинутым De Stijl, на протяжении всей своей карьеры: он называл De Stijl и конструктивизм наиболее вдохновляющими для него течениями.
Американский абстракционизм
Мондриан всегда мечтал жить в США. Переехав в Нью-Йорк в 1940 году, он начал общаться с членами объединения American Abstract Artists. Один из основателей AAA, Гарри Хольцман, стал преданным последователем Мондриана. Также Мондриан повлиял на Барнетта Ньюмэна, Марка Ротко и Эда Рейнхардта.
Барнетт Ньюмэн
Мода
Для осенней коллекции 1965 года Ив Сен-Лоран создал несколько мини-платьев из разноцветного шерстяного джерси, рисунок на которых был сделан по мотивам картин Мондриана. Это сделало последнего самым популярным участником De Stijl, несмотря на то, что лидером группы был Тео ван Дусбург. С тех пор Мондриан остаётся одним из самых «цитируемых» модными дизайнерами. Яркая «сетка» с его картин использовалась не только как принт на одежде — в 2008 году компания Nike выпустила кроссовки с красно-жёлто-синим узором и чёрными полосами.
Альбом The White Stripes «De Stijl»
Во время гастролей по Нидерландам солист The White Stripes Джек Уайт посетил Rietveld Schröderhuis. Вдохновившись деятельностью De Stijl и творчеством Ритвельда, Уайт решил посвятить голландским модернистам альбом 2000-го года — De Stijl. На его обложке Джек и Мэг Уайт стоят на фоне композиции из красных и белых прямоугольников и чёрных линий — это напоминает картины Мондриана и мебель Ритвельда.
Что можно найти в продаже
Комментарии
Подписаться