Икона эпохиИкона эпохи:
Ричард Роджерс
Знаменитый британский архитектор и один из создателей стиля хай-тек
Текст
Анна Савина
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и ощутимо повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт о британском архитекторе Ричарде Роджерсе, которому 23 июля исполнилось 80 лет. Look At Me разобрался, как один из создателей стиля хай-тек и автор проекта Центра Помпиду в Париже повлиял на современную архитектуру и дизайн.
Ричард Роджерс
Richard George Rogers
1933, Флоренция
британский архитектор
Ранние годы и центр Помпиду
Ричард Роджерс родился во Флоренции, но затем переехал в Лондон, где закончил Architectural Association School of Architecture. Затем молодой архитектор продолжил обучение в Йельском университете, где познакомился с Норманом Фостером и Су Брамвелл, своей будущей женой. Вернувшись в Великобританию, Роджерс, Фостер, Брамвелл и присоединившаяся к ним Уэнди Чизмэн основали коллектив Team 4. Четвёрка архитекторов в основном проектировала частные дома — например, дом для родителей Cу Брамвелл. Кроме того, в конце 1960-х Роджерс построил дом для своих родителей в Уимблдоне. Его нельзя причислить к стилю хай-тек, но определённые черты фирменного стиля Роджерса в нём уже присутствуют — например, архитектор до сих пор любит яркие интерьеры.
Центр Помпиду
В 1967 году группа Team 4 распалась, и Роджерс начал сотрудничать с итальянским архитектором Ренцо Пиано. В 1971 году вместе с Пиано и Джанфранко Франчини Роджерс разработал проект Центра Помпиду в Париже и выиграл конкурс на его постройку. В 1977 году музей открылся для посетителей. Несмотря на то что сначала Центр подвергался критике (статья в Le Figaro о нём была озаглавлена «В Париже есть свой монстр, как в озере Лох-Несс»), со временем он стал главной постройкой в стиле хай-тек и одной из достопримечательностей Парижа.
Что так шокировало жителей Парижа и журналистов в конце 1970-х? Все коммуникации и лифты Центра Помпиду были вынесены наружу и окрашены в яркие цвета, так что весь фасад опутывала сеть разноцветных труб и ёмкостей. Формально такое решение объяснялось тем, что архитекторы не хотели загромождать внутреннее пространство музея и оставляли место для произведений искусства (самой разной формы и размера) — это позволяло устраивать масштабные выставки. Однажды архитектурный критик Алан Колкахун (Alan Colquhoun) заметил, что для коммуникаций и лифтов не нужно столько места, сколько они занимают на фасаде Центра Помпиду. Этот приём не был функциональным — Роджерс, Пиано и Франчини восхищались технологиями и хотели сделать технические системы здания частью эстетики.
Хай-тек и 1980-е
Здание компании Lloyd's
В последующие десятилетия Роджерс оставался верен стилю хай-тек. Среди самых знаменитых построек в этом стиле — здание компании Lloyd's (1986) в Лондоне и фабрика по производству микрочипов компании Inmos (1982) в Уэльсе, построенные по его проекту. Как и в случае с Центром Помпиду, вынос коммуникаций наружу объяснялся рационально. В офисе Lloyd's их решено было не размещать внутри, чтобы построить огромный атриум в центре здания; на фабрике же все коммуникации помещены на крыше здания, чтобы в производственном цехе не было ничего лишнего. Тем не менее, лифты и трубы на фасаде обеих построек выполняют и эстетическую функцию — невозможно представить себе Lloyd's Building без этих внешних элементов.
Фабрика по производству микрочипов компании Inmos
Центр Помпиду, здание Lloyd's и фабрика Inmos в Ньюпорте являются примерами стиля хай-тек, а Ричарда Роджерса (наряду с Норманом Фостером и Ренцо Пиано) принято считать одним из главных теоретиков и практиков этого направления в архитектуре. Для этого стиля характерно использование новых технологий, а также вынесение коммуникаций на фасад здания. Кроме того, для стиля Роджерса характерно использование ярких цветов: даже монументальное серое здание компании Lloyd's увенчано голубыми трубами.
Урбанистика и сотрудничество с лондонскими властями
В 1980-е хай-тек ассоциировался с деньгами и властью. В этом стиле построено множество офисов крупных корпораций. В 1990-е хай-тек перестал быть столь популярным. Роджерс продолжает проектировать жилые комплексы, офисы, торговые центры и аэропорты по всему миру, но с начала 1990-х он уделяет больше внимания урбанистике. Его взгляды наиболее полно сформулированы в книге «Cities for a Small Planet», которая вышла в 1997 году. Роджерс уверен, что в основе градостроительных планов всегда должен лежать гуманизм, а города могут быть приятными местами для жизни. Несмотря на то что сейчас эти утверждения не кажутся нам революционными, для Великобритании 1990-х концепция Роджерса была действительно новой.
Richard Rogers
«Cities for a small planet».
При Маргарет Тэтчер городская инфраструктура почти не развивалась, а идеалом населённого пункта был не оживлённый город с большой плотностью застройки, а местность с низкой плотностью населения и небольшими домами на одну семью. Роджерс призывал инвестировать деньги в городское строительство, создавать новые общественные пространства и развивать общественный транспорт, и его идеи были услышаны. Мэр Лондона Кен Ливингстон, советником которого был Роджерс, провёл транспортную реформу, ликвидировал пробки, приостановил приватизацию общественного транспорта и инициировал проведение различных тематических фестивалей.
Таймлайн: Ричард Роджерс
1963
Ричард Роджерс, Норман Фостер, Венди Чизман и Су Брамвелл создают Team 4.
1967
Коллектив Team 4 распадается.
1971
Проект Ричарда Роджерса, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини побеждает на конкурсе на строительство Центра Помпиду в Париже.
1977
В Париже открывается Центр Помпиду.
1977
Роджерс основывает архитектурное бюро Richard Rogers Partnership, которое затем превратится в Rogers Stirk Harbour Partners
1982
Построена фабрика Inmos в Ньюпорте (Уэльс).
1986
Построено Lloyd’s building в Лондоне.
1997
Выходит книга «Cities for a Small Planet».
2007
Роджерс становится лауреатом престижной Притцкеровской премии.
2008
Открывается новый терминал аэропорта Хитроу Heathrow Terminal 5.
Влияние
One Hyde Park
Облик современного Лондона
С начала 1990-х Роджерс занимался урбанистикой, а в 2000-е у него появилась возможность применить свои идеи на практике. Архитектор был советником мэра Лондона Кена Ливингстона, а затем занимал эту должность и при мэре Борисе Джонсоне. Роджерс также подготовил два правительственных доклада о возрождении Лондона «Towards an Urban Renaissance» и «Towards a Strong Urban Renaissance». Архитектор выступал за повышение плотности населения в городе, джентрификацию, создание большого количества общественных пространств, появление новых музеев, галерей и ресторанов. Многие его идеи воплотились в жизнь: за последнее десятилетие в Лондоне действительно выросло количество арт-площадок и крупных жилых комплексов в центре города. Некоторые из них спроектировал сам Роджерс — например, недавно был построен его комплекс One Hyde Park. Кроме того, некоторые здания архитектора превратились в достопримечательности. Так, его Lloyd's Building давно стало местом паломничества туристов.
Выставка Richard Rogers RA: Inside Out
18 июля — 13 октября,
Royal Academy of Arts, Лондон
Выставка к 80-летию Роджерса посвящена не его постройкам, а политическим, социальным и этическим факторам, которые повлияли на знаменитого архитектора. Контекст всегда был важен для Роджерса, и он всегда уделял много времени не только архитектуре, но и теории архитектуры и урбанистике. Он не раз говорил, что больше всего его вдохновляет современность, и что архитектура должна отвечать требованиям времени и быть похожей на подсолнух, который поворачивается в сторону солнца. На выставке представлены архивные материалы, иллюстрирующие, как различные теории и события повлияли на основные проекты Роджерса.
Эйб Роджерс
Сын Архитектора Эйб Роджерс занимается дизайном. Как и отец, Роджерс-младший использует много ярких цветов (и испытывает слабость к малиновым футболкам и зелёным костюмам). Одним из главных источников вдохновения для Эйба Роджерса является дом, который его отец построил для своих родителей в конце 1960-х в Уимблдоне. Это большой дом простой формы с огромными окнами, обставленный мебелью ярких цветов. Многие проекты Abe Rogers Design напоминают этот интерьер, и это неудивительно: Эйб Роджерс уже долгое время живёт в доме в Уимблдоне, где также находится и его студия.
Комментарии
Подписаться