Икона эпохиИкона эпохи:
Гумпэй Ёкои,
создатель Game Boy
Изобретатель одной из первых портативных консолей, имевший дело с якудза
Текст
Одна из ярчайших, влиятельнейших и просто удивительных фигур за всё время существования индустрии видеоигр — Гумпэй Ёкои, человек с довольно странной историей жизни. Если прямо сейчас вбить в гугл «Gunpei Yokoi», вторым результатом в поиске выйдет «Gunpei Yokoi yakuza»: дело в том, что по сей день (хотя прошло уже больше десяти лет) ходят упорные слухи о том, что смерть великого изобретателя и дизайнера была неслучайна — это было заказное убийство.
Гумпэй Ёкои
Gunpei Yokoi
1941–1997, Киото, Япония
Изобретатель, игровой дизайнер
Ранние годы
Гумпэй Ёкои начал работать в Nintendo в 1965-м, сразу после окончания университета Досиса по специальности в сфере электроники. Первыми его должностями были станковый рабочий и уборщик. В свободное от работы время он смастерил самоудлиняющуюся механическую руку, чтобы доставать чистящие химикаты с высоких полок. Однажды на фабрику приехал президент Nintendo Хироти Ямаути и застал уборщика Гумпэя со странным девайсом в руках. Впечатлённый законченностью дизайна, Ямаути предложил Ёкои превратить изобретение в пластиковую игрушку к ближайшему рождественскому сезону. Названная Ultra Hand, механическая рука Ёкои пользовалась большой популярностью, и бывший уборщик в одночасье превратился в дизайнера развлекательных продуктов.
Видеоигры
Длительное время Ёкои занимался в Nintendo исключительно созданием игрушек, однако, как только компания решила акцентировать внимание на разработке видеоигр, он вошёл в тройку её первых геймдизайнеров. Ёкои был архетипом гениального изобретателя, берущего идеи из самых абстрактных образов, не боясь удариться в абсолютную идейную и дизайнерскую маргинальность. Концепт первой в мире портативной игровой приставки Game & Watch «пришёл» к Ёкои, когда тот увидел бизнесмена, играющего со своим калькулятором. Технические ограничения портативных игр не мешали ему пользоваться популярностью, местами соизмеримой с большими аркадными хитами, и всем в верхушке компании стало очевидно, что концепция имеет огромный потенциал.
В 1981-м Гумпэй Ёкои был назначен супервайзером первого проекта молодого дизайнера Сигэру Миямото, Donkey Kong. Мало того, что проект получил официальное одобрение только после личного разговора Ёкои с президентом, Миямото много раз говорил, что без множества длительных бесед между ним и Ёкои
на тему дизайна, совершенно точно, не существовало бы не только Donkey Kong, но и чуть ли не всех основных аспектов дизайнерской философии Nintendo, как компании-разработчика, в существующей элегантной и чёткой форме.
Ёкои был главой основного подразделения разработки игр Nintendo Research & Development 1, в недрах которой было рождено собственно лицо компании — широкая линейка игр от доступнейших аркадных хитов (типа Mario Bros.), до таких странных, претенциозных и даже местами отталкивающих экспериментов, как Metroid, Kid Icarus, Fire Emblem. Ёкои одновременно был одним из первых в мире успешных создателей puzzle-игр — он подписан основным создателем в титрах абсолютных хитов Dr. Mario и Panel de Pon (за пределами Японии известной в основном в качестве успешного её клона Tetris Attack). Также именно Ёкои проявил инициативу в принятии в Nintendo Масаюки Уемуры (будущего создателя игровых приставок Famicom и Super Famicom (NES и SNES) и создал R.O.B. — странного робота, идущего в комплекте вместе с премиум-наборами Famicom и NES, чей необычный игрушечный образ позволил продать довольно много приставок Nintendo людям, видеоиграми до того совершенно не интересующимся.
Game Boy
Несмотря на этот итак довольно серьёзный список достижений Гумпэй Ёкои известен в качестве создателя самой успешной, прочной и надёжной портативной игровой консоли Game Boy. Транснациональный феномен, приставка со вставленной в неё крайне удачной версией Tetris по сей день является главной ассоциацией с великим хитом Пажитнова (по крайней мере в США).
Подобно Game & Watch, в техническом плане Game Boy отставал от прямых конкурентов — Sega Game Gear, Atari Lynx и TurboExpress — и с большим отрывом бил их по продажам: Game Boy и её старший брат Game Boy Color вместе насчитывают более 118 миллионов проданных изделий по всему миру.
Секрет успеха Game Boy, да и всех изобретений Ёкои, заключается в чётком балансе между полностью осознанным дизайнерским минимализом, законченностью образа буквально каждого аспекта и большой доступностью как минимум базовой идеи проекта для практически любого живущего на Земле человека. Дизайнер был убеждён, что все его продукты должны быть максимально дешёвыми и легкими для понимания. Позиция видеоигр в качестве продукта, находящегося на самом конце технологического пика, Ёкои совершенно не интересовала. Более того, он считал, что концентрация внимания разработчиков на гонке технологий напрямую мешает играм быть собственно играми — новым, в первую очередь, с механической стороны свежим развлекательным опытом. Был ли прав Гумпэй Ёкои или мыслил чрезмерно крайностно, ответить, учитывая историю индустрии, не так-то просто.
Virtual Boy, уход из Nintendo
и смерть
Не укладывается в голове, но за всю свою карьеру дизайнера Гумпэй Ёкои совершил только одну безусловную ошибку — с чудовищным треском провалившийся во всём мире эксперимент Ёкои первой половины девяностых — Virtual Boy. Идея консоли заключалась в том, чтобы сделать портативную консоль, через которую можно испытывать находящийся тогда в тренде эффект «очков виртуальной реальности». Имеющая смысл в теории идея столкнулась в реальности с техническими ограничениями, обойти которые Ёкои просто не смог: игры отображались через несколько
красных LED-экранов внутри большого красного куска пластика, в который игрок был вынужден в буквальном смысле вставлять свое лицо. От дешевых экранов головные боли возникали у 90 % играющих, а из-за странного и неудобного дизайна играть на Virtual Boy было физически невозможно. В Японии для Virtual Boy за всю её короткую жизнь вышло 19 игр, в США — 14.
После провала Virtual Boy в середине 1996 года и сразу после сдачи последнего на тот момент проекта Game Boy Pocket Ёкои покинул Nintendo. Открыв вскоре собственную компанию Koto, он возглавил разработку портативной консоли BandaiWonderSwan. Первый прототип выглядел примерно как PSP (только лучше и почти за десять лет до выхода последней).
Четвертого октября 1997-го года на одной из главных автострад Токио Гумпэя Ёкои насмерть сбила машина. По обе стороны океана до сих пор ходит слух, что его сбили поочередно две машины, и что это было заказ со стороны Nintendo. Как бы там ни было, дизайнер умер через два часа после происшествия, оставив за собой огромный идейный фундамент, на котором строится сегодняшняя игровая индустрия.
Таймлайн: Гумпэй Ёкои
1941
Родился в Японии, Киото.
1965
Устроился на работу в Nintendo уборщиком.
1980
Создает игру Game & Watch, которую позже скопируют в СССР и назовут «Электроника». Супервайзер проекта Donkey Kong.
1989
Выпускает Game Boy.
1990
Работает над игрой Dr. Mario.
1995
Выходит провальная Virtual Boy.
1996
Разрабатывает собственную консоль BandaiWonderSwan вне Nintendo.
1997
Сбит насмерть автомобилем на одной из главных автострад Токио.
Игры Гумпэя Ёкои
Metroid (1986)
Игрок продвигается по планете-крепости Zebes, собирая оружие и защитные приспособления, открывая новые места, побеждает Kraid, Ridley и Mother Brain, и в конце уничтожает всех Метроидов на планете. Одна из первых игр, позволяющих дойти до конца различными способами. В Metroid 4 концовки.
Kid Icarus (1987)
Игрок управляет Питом, прыгая по платформам, сражаясь с монстрами и собирая предметы. Задача игрока — достичь конца уровней и победить боссов, которые охраняют три сокровища.
Dr. Mario (1990)
Игра Dr. Mario является вариацией «Тетриса»: игроку необходимо обезвредить помещённые в сосуд вирусы трёх цветов. Для этого Марио забрасывает в ёмкость с вирусами пилюли. Всего в игре три вида вирусов: красный, жёлтый и синий. Каждая пилюля состоит из двух разноцветных половинок. После Dr. Mario вышли (и до сих пор выходят) сотни игр-клонов с идентичной механикой.
Ice Climber (1985)
Игрок управляет персонажем, который с кувалдой в руках лезет наверх, отбиваясь от ворон и морских котиков. Подпрыгнув, эскимос ударяет кувалдой по заледеневшим перекладинам, тем самым прокладывая себе путь наверх и запрыгивая в образовавшиеся бреши. Если игрок не успеет запрыгнуть, то гуляющие враги на этом этаже заложат отверстие, и его придётся пробивать заново.
Fire Emblem (1990)
Одна из первых тактических РПГ, задавших стиль большинству ролевых игр, выходивших в азиатском регионе.
Wario Land: Super Mario Land 3 (1994)
Первая игра с Варио в главной роли. Главная цель игры — получить как можно больше денег, чтобы купить собственный крупный замок и вызвать зависть Марио.
Фотографии: Ultrahand via nintendo.wikia.com,
game and watch via flickr.com/frenkieb
Комментарии
Подписаться