Views Comments Previous Next Search
Икона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиИкона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель

Американский концептуалист, повлиявший на Синди Шерман и Дэвида Салле

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе —  американский художник-концептуалист Джон Балдессари, выставка которого открывается 21 сентября в «Гараже». Экспозиция называется «1+1=1» — на ней покажут серию новых работ знаменитого концептуалиста. В преддверии выставки мы разобрались, почему без Балдессари не было бы Синди Шерман, за что его недолюбливали остальные концептуалисты и как он повлиял на современное искусство. 

 

Икона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель. Изображение № 2.

Джон Балдессари

John Baldessari

1931, Нэйшнл Сити, США

Художник и преподаватель

 

  

 

Ранние годы и первые концептуалистские работы

Джон Балдессари родился в Нэйшнл Сити — небольшом городе в Калифорнии, неподалёку от мексиканской границы. Его отец был выходцем из Австро-Венгерской империи (он эмигрировал в США в начале XX века), а мать — датчанкой. Балдессари с детства увлекался искусством и затем изучал его в San Diego State College, а после поступил в Otis Art Institute в Лос-Анджелесе. Окончив его в 1959 году, Балдессари вернулся в родной город и начал преподавать искусство в школе. Он следил за выставками в Лос-Анджелесе: в начале 1960-х там прошла большая ретроспектива Марселя Дюшана — Балдессари считает, что этот художник повлиял на него больше всего.

В свободное от преподавания время Балдессари занимался живописью: его ранние работы можно отнести к абстрактному экспрессионизму, который был по-прежнему популярен в начале 1960-х. Однако постепенно стиль Балдессари менялся: одной из первых новаторских работ можно назвать произведение Pure Beauty: он попросил специалиста по вывескам нанести эту надпись на белый холст. В то время концептуализм только зарождался и хоть набирал популярность в основном в Нью-Йорке, Балдессари знал о новом направлении, потому что выписывал десятки журналов об искусстве.

Икона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель. Изображение № 3.

Pure Beauty, 1966-1968

К ранним работам также относится Everything Is Purged from This Painting But Art, No Ideas Have Entered This Work — вместо того чтобы заняться серьёзным концептуалистским искусством (приверженцы которого ценят идеи выше их воплощения), Балдессари высмеивал его, заявляя, что в его работе нет ничего, кроме искусства. Так что хоть работы художника и относят к концептуализму, сами концептуалисты его недолюбливали — например, к нему плохо относился один из пионеров этого направления Джосеф Кошут.

 

 

CalArts и The Cremation Project

Новый этап в жизни Балдессари ознаменовала его новая должность: с 1970 года он стал преподавать в California Institute of the Arts  — институте, который образовался в результате слияния Chouinard Art Institute и Los Angeles Conservatory of Music в 1970-х и был одним из самых прогрессивных вузов США. Балдессари должен был преподавать живопись, но к тому моменту он редко работал в этом жанре и поэтому назвал свой курс Post-Studio Art.

В 1970 году Балдессари сжёг в крематории все свои работы, сделанные в период с 1953 по 1966 годы, а оставшийся пепел поместил в урну в форме книги. Этот проект был назван The Cremation Project: Балдессари понял, что в 1966 году в его творчестве начался новый этап, и решил избавиться от всех старых работ, которые невозможно было продать.

Икона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель. Изображение № 4.

The Cremation Project (1970): из части пепла, который остался после сожжения картин, испекли печенье. 

I Will Not Make Any More Boring Art

Ещё одна важнейшая работа начала 1970-х — это видео I Will Not Make Any More Boring Art, на котором художник на протяжении 13 минут пишет эту фразу в тетради. Это произведение существовало не только в форме видео: в 1971 году в The Nova Scotia College of Art and Design должна была пройти выставка Балдессари, но у колледжа не было денег на перевозку его работ, и тогда художник предложил студентам прийти на выставку и написать на стене I Will Not Make Any More Boring Art — очень быстро все стены выставочного зала были исписаны.

В 1970-х творчество Балдессари стало более разнообразным: он делал видео, а его картины постепенно усложнялись.  Художник начал совмещать изображение и текст: делал фотографии Нэйшнл Сити, увеличивал их и наносил на холст. Помимо этого, на каждой картине было написано название сфотографированного места. Кроме того, в то время Балдессари начал использовать кадры из фильмов на своих картинах, совмещая их с надписями и другими изображениями.

 

 

1980-е и коммерческий успех

Ещё одна узнаваемая серия работ Балдессари — картины с кадрами из фильмов, части которых закрашены разноцветной краской. Художник предлагал зрителю догадываться, как выглядит фотография полностью. Затем он начал заклеивать лица людей на фотографиях разноцветными круглыми наклейками, которые обычно использовались для ценников. Так Балдессари хотел привлечь внимание зрителя не к лицу человека, а к его позе на фотографии.

В 1986 году художник оставил CalArts — впервые за много лет он смог жить на деньги, получаемые от продажи своих работ. Несмотря на то что после первой выставки в Нью-Йорке (в 1970 году его произведения показала Richard Feigen Gallery), Балдессари заметили американские и европейские арт-дилеры и его работы стали выставлять по всему миру, художнику приходилось работать преподавателем, чтобы зарабатывать на жизнь. Его финансовое положение кардинально изменилось 1999 году, когда Балдессари начала представлять галерея Marian Goodman, и благодаря этому цены на работы взлетели: новая работа художника стоила несколько сотен тысяч долларов, а его раннее произведение Quality Material было продана на аукционе Christie’s за $4,4 млн.

Джон Балдессари о ретроспективе Pure Beauty

В 2000-х творчество Балдессари было оценено не только арт-дилерами и коллекционерами, но и крупными арт-институциями: в 2009 году художник получил «Золотого льва» за вклад в искусство. Кроме того, в том же году Tate Modern, а затем и американские LACMA и Metropolitan Museum показали большую ретроспективу художника, которая называлась Pure Beauty — в честь одной из первых концептуалистских работ Балдессари. Одним из экспонатов этой выставки стала скульптура Brain/Cloud(Two Views): With Palm Tree and Seascapes, созданная в конце 2000-х — 82-летний художник продолжает работать и пробовать себя в новых жанрах.

 

 

Таймлайн

1959

Балдессари начинает преподавать искусство в школе.

1966-68

Появляются первые работы, на которых объединены фотографии и текст.

1970

Художник становится преподавателем CalArts.

1970

Балдессари сжигает все картины, созданные им между 1953 и 1966 годах в рамках проекта The Cremation Project.

1971

Художник создаёт видео I Will Not Make Any More Boring Art.

1981

Открывается первая ретроспектива Балдессари в New Museum of Modern Art.

1986

Художник начинает преподавать в UCLA.

1990

Большая ретроспектива художника открывается в MOCA, затем его работы показывают в Whitney Museum.

1999

Балдессари начинает представлять галерея Marian Goodman, цены на его работы резко повышаются.

2007

Работа Балдессари Quality Material продана на аукционе Christie’s за рекордно большую сумму — $4,408,000.

2009

На 53-й Венецианской биеннале Балдессари получает «Золотого льва» за вклад в искусство.

2009

В Tate Modern открывается большая ретроспектива художника, которую затем показывают в LACMA и Metropolitan Museum.

 

Влияние

 

Синди Шерман и другие американские художники

Курс Балдессари в CalArts сыграл важную роль в формировании таких художников, как Синди Шерман, Дэвид Салле, Барбара Блум и Джек Голдштейн. Художник учил своих студентов не бояться экспериментировать и осваивать новые жанры — например, видео. Кроме того, целью Балдессари было научить молодых художников мыслить вне сложившихся категорий: он отрицал не только концептуализм, но и существование «лос-анджелесской арт-сцены», о которой говорили многие критики того времени. Такая методика оказалась эффективной: в 1990-х Шерман и Салле стали даже более успешными, чем их учитель.

Икона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель. Изображение № 5.

  

Икона эпохи: Джон Балдессари, художник
и преподаватель. Изображение № 6.

John Baldessari: In Still Life 2001-2010

О том, насколько творчество Балдессари повлияло не только на искусство, но и на поп-культуру, можно судить по приложению для iOS John Baldessari: In Still Life 2001-2010, которое появилось в 2010 году. Основные приемы художника смогли повторить не только его многочисленные последователи, но и все обладатели iPhone. Приложение позволяет разобрать на 38 частей голландский натюрморт XVII века, а затем разместить их на «холсте» в произвольном порядке — подобный трюк Балдессари не раз проделывал, организуя на холсте кадры из фильмов, надписи и цветовые пятна.

 

Что можно найти в продаже

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются