Views Comments Previous Next Search
Икона эпохи: Хаяо Миядзаки — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиИкона эпохи: Хаяо Миядзаки

Великий мультипликатор отправляется на пенсию

На этой неделе на мир обрушилась новость о том, что из профессии уходит легендарный мультипликатор Хаяо Миядзаки. Look At Me проследил личностный путь главной фигуры японской анимации.

 

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 2.

Хаяо Миядзаки

Hayao Miyazaki

1941, Токио, Япония

Мультипликатор, режиссёр, мангака

 

  

 

Ранние годы

Второй из четырёх братьев, Хаяо Миядзаки родился в городке Akebono-cho, части токийского района Bunkyo-ku. Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором Miyazaki Airplane — завода по изготовлению боевых самолётов, которым владел дядя Хаяо. Неудивительно, что будущий аниматор в основном был занят рисованием самолётов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь и прослеживалась лейтмотивом во многих фильмах.

Мать Миядзаки была ненасытной читательницей, постоянно в открытой форме подвергавшей сомнению социальные нормы. Позднее Миядзаки признавал, что свой сомневающийся и скептический ход мыслей перенял именно у неё.

С трёх лет Хаяо и его семья были вынуждены часто переезжать — сначала из-за войны, а потом из-за длительного лечения болезни Потта, которым страдала его мать. Сменив три начальных школы, Миядзаки поступил в Среднюю Школу Омия, во время учёбы в которой он познакомился с творчеством одного из важнейших своих вдохновителей — мангаки (художника манга) Осаму Тезука.

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 3.

«Хякудзядэн»

Впоследствии Миядзаки уничтожил почти все свои ранние работы, назвав их примитивным копированием стиля Тезуки. Во время учёбы в Старшей Школе Тойотама молодой Хаяо увидел анимационный фильм «Хякудзядэн» и после сконцентрировал всё своё внимание на анимации, что было волевым решением, ведь он не рисовал почти ничего, кроме самолётов и боевых кораблей, и для профессиональной карьеры аниматора ему было необходимо научиться рисовать человека.

Миядзаки в 1963 году окончил факультет экономики и политики престижного Университета Гакусюин. Во время учёбы он был членом литературного клуба, объясняя свой выбор тем, что «в те времена это было самым близким к клубу любителей манга вариантом». Интересно, что в клубе в основном изучали западные детские книги.  

 

 

Начало карьеры мультипликатора

В апреле того же года Хаяо получил работу художника-фазовщика в Toei Animation. Вскоре после вступления на должность, он встал во главе одной из сторон внутреннего трудового конфликта и в течение следующего года уже стал председателем профсоюза. В творческом процессе Миядзаки также проявил принципиальность с самого начала: он лично переписал (и нарисовал) непонравившуюся концовку фильма Gulliver’s Travels Beyond the Moon. К 1968 году Миядзаки стал важной фигурой студии и имел широкий спектр работы: от создания визуальных концептов, дизайна сцен и основной

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 4.

«Принц Севера»

анимации и до роли художника-постановщика. Одновременно все эти роли он выполнял при создании «Принца Севера», важной анимационной работы Исао Такахаты, коллаборация Миядзаки с которым затянется на тридцать лет. В последующие годы Хаяо принимал всё больше участия в создании проектов студии, придумывая идеи и сюжетные куски для ключевых сцен «Кота в сапогах», «Летающего корабля-призрака», «Али-бабы и сорока разбойников» и других.

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 5.

«Летающий корабль-призрак»

Миядзаки покинул Toei в 1971-м, следующее десятилетие работая со множеством студий (основные: Mushi Production, Nippon Animation, TMS Entertainment). Работая в паре с Исао Такахатой, он снимает шесть эпизодов первого сезона культового аниме Lupin III, в качестве аниматора работает над World Masterpiece Theater и двумя короткометражками Panda! Go, Panda! 

После этого Хаяо и Такахата начинают объёмную подготовку над сериалом-экранизацией «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки в Швецию и личной встречи с Астрид Линдгрен проект неожиданно был отменён.

Свой первый полноценный режиссёрский проект — аниме-сериал «Конан — мальчик из будущего» — Миядзаки снимает в 1978-м. Уже в этой экранизации истории Александра Ки можно увидеть общие формы архетипов, идей и образов, которые станут ключевыми в основных работах мастера, в особенности — уникальные дизайны воздушных кораблей.

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 6.

«Конан — мальчик из будущего»

 

Прорыв и Студия Ghibli

Нельзя сказать, что первая полнометражная работа Миядзаки «Люпен III: Замок Калиостро» прошла незамеченной, но действительно знаменитой и характеризующей мультипликатора работой является экранизация собственной манги «Навсикая из Долины Ветров». Её успех позволил Миядзаки и Такахате в 1985 году основать собственную студию Ghibli («Гибли»). По сей день оставаясь двумя самыми продуктивными режиссёрами студии, за двадцать с лишним лет они во многом создали лицо японской анимации такими картинами, как Grave of the Fireflies, Kiki’s Delivery Service, Pom Poko и «Принцесса Мононокэ».

Миядзаки с чрезмерной дотошностью подходил к процессу, лично проверяя (и если нужно перерисовывая) буквально каждый кадр своих первых фильмов, и очень быстро приобрёл репутацию трудоголика, отрезающего всё, что мешает ему концентрировать своё внимание целиком на работе. Самым показательным примером являются его неровные отношения со своим сыном Горо, которого Хаяо долгое время попросту игнорировал, и чей режиссёрский дебют («Сказания Земноморья») принимал в штыки, говоря что у сына для подобной работы «слишком мало опыта». В самые последние годы отношения между отцом и сыном смягчились, и сейчас о «Сказаниях» Миядзаки говорит вещи вроде «По крайней мере, я вижу, что он делает это с искренностью».

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 7.

«Принцесса Мононокэ»

По окончании работы над «Принцессой Мононокэ» в 1997 году Миядзаки публично заявляет, что стал слишком стар для собственного скрупулёзного метода создания анимационных фильмов, и что его как карьера как аниматора на этом заканчивается. Многие восприняли это как окончание его карьеры в анимации в целом, но хоть Миядзаки формально и покинул Ghibli в 1998-м, он планировал написать сценарий и спродюсировать фильм с членом студии Йосифуми Кондо в кресле режиссёра. К несчастью, в том же году Кондо скончался, что в конечном итоге вынудило Миядзаки вернуться в студию Ghibli и начать работу над «Унесёнными призраками». Вдохновлённый дочерью одного из  близких друзей, Миядзаки создал фильм, который позволил ему побить сразу несколько мощных рекордов: набрать более 300 миллионов долларов сборов, получить Берлинского «Золотого Медведя» и первым за всю историю японской анимации удостоиться «Оскара» за «Лучшую анимационную картину». Один из самых известных кинокритиков на планете Роджер Эберт после выхода фильма сказал о Миядзаки: «Его фильмы настолько хороши, что они вынуждают тебя пересмотреть собственный подход к анимации».

 

 Туда, обратно и ещё раз

После «Унесённых» Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над «Ходячим замком» проект неожиданно покинул режиссёр Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на «Оскар» и получила награды в Венеции и Сиэтле.

Две следующих полнометражных работы Миядзаки — «Рыбка Поньо на утёсе» и буквально только что показанный на Венецианском фестивале «Ветер крепчает» — продолжают поддерживать экспериментальный тон работ мастера. Концепты «Поньо» Миядзаки сделал акварелью, а большинство сцен фильма были отрисованы исключительно от руки, чтобы более естественно передать живой ритм подводного мира. В «Ветре» аниматор возвращается к любимой теме авиации времён Второй мировой войны. Параллельно с работой над «Ветром» Миядзаки вовлечён в работу над «Сказкой о принцессе Кагуе» — возвращением в профессию после четырнадцатилетнего перерыва Исао Такахаты.

Первого сентября, одновременно с фестивальным дебютом фильма «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки заявил, что уходит на пенсию. Зная его историю, сразу хочется предположить, что как минимум следующие несколько лет проекты студии Ghibli не обойдутся без участия мастера.

«Ветер крепчает»
выходит в прокат
30 января 2014 года

Однако всё труднее и труднее игнорировать простой факт, что годы берут своё: 5 января мультипликатору исполнилось 72 года, а спартанская рабочая этика и неистовый ритм уже почти 30 лет без перерыва выматывают его самого так же, как и всех работников студии.

 

Таймлайн

1963

Получает работу художника-фазовщика в Toei Animation.

1964

Становится председателем профсоюза.

1965

Женится на коллеге Акэми Ота.

1968

Работает в качестве художника-постановщика над «Принцом Севера» Исао Такахаты.

1969

Рисует мангу и предлагает идеи для ключевых сцен адаптации «Кота в сапогах».

1971

Уходит из Toei и вместе с Такахатой режиссирует шесть эпизодов первого сезона «Люпена III».

1978

Выходит первая самостоятельная работа Миядзаки как режиссёра — сериал «Конан — мальчик из будущего».

1979

Выходит его первый полнометражный фильм «Люпен III: Замок Калиостро».

1984

Экранизирует собственную мангу «Навсикая из долины ветров». Тогда же «Дисней» дублирует картину на английском, вырезая из оригинала примерно полчаса.

1985

Вместе с Исао Такахатой основывает студию Ghibli.

1992

Выходит «Порко Россо».

1997

Выходит «Принцесса Мононокэ», и Миядзаки объявляет об окончании карьеры режиссёра, официально уходя из студии Ghibli.

1999

Возвращается в режиссёрское кресло из-за смерти оригинального режиссёра «Унесённых призраками», после вскоре вновь объявляет об уходе из профессии.

2002

Отказывается от участия в церемонии наград «Оскара» в качестве протеста американского вторжения в Ирак.

2003

Ещё раз возвращается в качестве режиссёра собственного сценария «Ходячего замка», в этот раз из-за неожиданного ухода Мамору Хосоды.

2005

Получает «Награду за вклад в киноискусство» Венецианского кинофестиваля.

2006

Выходит режиссёрская работа сына Миядзаки Горо «Сказания Земноморья».

2008

Выходит «Рыбка Поньо на утёсе».

2012

Заканчивает работу над фильмами «Ветер крепчает» и «Сказка о принцессе Кагуе» и объявляет о выходе на пенсию.

 

Влияние

 

Pixar

Главный популяризатор Миядзаки на Западе, один из основателей студии Pixar Джон Лассетер называет его «одним из величайших деятелей кино нашего времени», считает, что в анимации эта фигура важнее даже Уолта Диснея. Для английского озвучания фильмов Миядзаки Лассетер тратит большие бюджеты на привлечение актёров масштаба Кристиана Бэйла, Билли Боба Торнтона и Лиэма Нисона. Режиссёр и сценарист мультфильма «Вверх» Пит Доктер многократно называл свою работу подражанием «Ходячему замку».

 Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 8.

  

Кино и телевизионные деятели

Акира Куросава включил фильм «Мой сосед Тоторо» в список ста своих любимых на свете фильмов, говоря, что «весь талант ушёл из киноиндустрии в аниме». Гильермо Дель Торо называет себя «безусловным поклонником всех без исключения фильмов Миядзаки», а один из главных иллюстраторов последних трёх сериалов Star Trek Рик Стернбах включил в канон Star Trek: The Next Generaton инопланетную расу «навсиканцев», названную в честь героини Миядзаки.

  

Манга и комиксы

Великий французский комиксист Жан «Мебиус» Жирард (кроме прочего, дизайнер декораций фильмов «Чужой» и «Пятый Элемент») называл Миядзаки «самым пылающим из огней, которые льют свет на детский разум» и сделал нехарактерное для профессионала такого масштаба множество «фанатских» зарисовок по мотивам образов мастера.

Автор культового фильма «Акира» Катсухиро Отомо признал, что учился анимации на ранних работах Миядзаки.

 Икона эпохи: Хаяо Миядзаки. Изображение № 9.

 

 

 

 

Что можно найти в продаже

 

Фотография via flikr.com/FICG.mx

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются