Икона эпохиИкона эпохи: Кисё Курокава
Создатель башни «Накагин» в Токио и один из пионеров метаболизма в архитектуре
Текст
Сергей Багулин
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссерах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — японский архитектор Кисё Курокава, теоретик архитектурного метаболизма и капсульной архитектуры и создатель знаменитой башни «Накагин».
Кисё Курокава
黒川 紀章
1934-2007, Япония
архитектор
Ранние годы и архитектурный метаболизм
Кисё Курокава родился в 1934 году в посёлке Каниэ в Японии. Его отец тоже был архитектором. Курокава не раз вспоминал, как отец оплакивал здания, погибшие в ходе американских бомбардировок Японии. Выбор будущей профессии, таким образом, был вопросом решённым. Курокава изучал архитектуру в университетах Киото и Токио. В молодости архитектор находился под большим влиянием советского конструктивизма: закончив обучение, Курокава даже посетил Москву в 1958 году. Молодой архитектор верил в большое будущее коммунизма и даже подумывал переехать в СССР.
В 1960 году Курокава с группой единомышленников, среди которых были Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки, основал новое архитектурное направление — метаболизм. Лидером группы архитекторов стал Кэндзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок 1945 года — метаболизм ассоциировался с возрождением Японии после Второй мировой войны. В противовес господствовавшему тогда представлению о здании как о «машине для жилья», метаболисты воспринимали город как живой организм: их вдохновляли биологические процессы и марксистская теория. По их мнению, подобно биологическим структурам, архитектура не должна быть статичной, и, так как с течением времени многие её элементы изнашиваются, приходят в негодность, их необходимо заменять чем-то новым. Архитектурное сообщество сперва восприняло метаболизм как очередную футуристическую утопию столетия. Однако идеи, лёгшие в его основу, на поверку весьма традиционны. Метаболисты обратились к истокам японской архитектурной традиции, для которой всегда было характерно стремление к гармонии с животным и растительным миром.
World Design Conference в Токио (1960 год)
Манифест метаболизма, опубликованный к World Design Conference, проходившей в Токио в 1960 году, включал несколько глав, в которых описывались города будущего: по предположениям архитекторов, они должны были состоять из индивидуальных капсул и плавать по океанам или даже летать в космосе. Каждый член группы написал для манифеста отдельную главу. Курокава был автором раздела про космические города будущего. В книгу вошли не только его рассуждения, но и документация нескольких проектов молодого архитектора. В них впервые были сформулированы принципы, которые он затем применял при воплощении собственных проектов.
Конечно, утопические предсказания метаболистов не сбылись, но им удалось построить несколько зданий, которые соответствовали их представлениям об архитектуре. Например, почти все члены группы создали проекты для выставки Expo '70, проходившей в Осаке. Курокава тоже построил несколько павильонов. Самым известным из них является павильон Toshiba IHI, состоящий из помещений-капсул. Кроме того, известным памятником метаболизма является Shizuoka Press and Broadcasting Center, проект которой создал Кэндзо Тангэ.
Shizuoka Press and Broadcasting Center
Башня «Накагин»
Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, — башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека — с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.
Интерьер квартиры-капсулы в башне «Накагин»
Здание было спроектировано для сарариманов — этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.
Генплан Астаны и завершение карьеры
Один из самых масштабных проектов Курокавы — разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь крупный город за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям. Кисё Курокава два года разрабатывал генеральный план Астаны, который был завершен в 2001 году.
Музей динозавров префектуры Фукуи
В начале 2000-х годов Кисё Курокава создал проекты, ставшие такими же известными, как башня «Накагин». Так, 2000 году завершилось строительство Музея динозавров в Фукуи. Здание обтекаемой формы было возведено на месте крупнейших в Японии раскопок доисторических останков. В подземном уровне разместились экспозиции окаменелостей, показанных в скальной породе, непосредственно на месте обнаружения. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов.
«Зенит-Арена»
Ещё одной известной работой Курокавы является футбольный стадион в Тойоте, построенный в 2001 году. Силуэт стадиона напоминает одновременно морскую раковину и потерпевшее кораблекрушение судно с высокими мачтами. В 2006 году был возведён один из последних проектов Курокавы — Национальный центр искусств в Токио — крупнейший художественный музей с семью безопорными выставочными залами, библиотекой и лекторием. В том же году архитектор cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире — «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Открытие стадиона намечено на 2016 год.
Таймлайн
1934
Рождение в Каниэ (префектура Айти), Япония.
1957
Курокава заканчивает архитектурный факультет Киотского университета.
1959
Получает степень магистра в Токийском университете.
1960
Выходит манифест архитектурного метаболизма.
1962
Курокава основывает компанию Kisho Kurokawa Architect & Associates.
1970
Проектирует павильоны для Osaka World Expo.
1972
Завершение строительства капсульной башни «Накагин».
1986
Курокава получает Золотую медаль французской Академии архитектуры.
1987
Открытие Музея искусств в Нагойе. Публикует книгу Philosophy of Symbiosis.
1989
Окончание строительства Музея современного искусства в Хиросиме.
1990
Разрабатывает план нового крыла музея Ван Гога в Амстердаме.
1994
Открытие Музея современного искусства в Вакаяме.
1995
Завершение строительства Republic Plaza в Сингапуре.
1998
Построен Международный аэропорт в Куала-Лумпуре.
2000
Открытие Музея динозавров в Фукуи.
2001
Завершает разработку генерального плана Астаны.
2006
Открытие Национального центра искусств в Токио.
2007
Умирает в Токио в возрасте 73 лет.
Влияние
Преподавание и теоретические работы
В 1987 году Курокава опубликовал книгу Philosophy of Symbiosis. Архитектор создал философскую концепцию, во многом совпадающую с идеями метаболизма в архитектуре. Опираясь на традиционную японскую философию, Курокава выступал за развитие человеческой цивилизации в гармонии с природой. Философия Курокавы обрела большую популярность: в Японии многие считают его философом, а не архитектором. Курокава также занимался преподавательской и кураторской деятельностью. Архитектор читал лекции в Дельфте и Принстоне, получил степень «доктора гуманистики» университета Ньюпорта. В 2005 году Курокава курировал архитектуру на выставке Expo 2005 в японской префектуре Айти.
Популяризация капсульной архитектуры
Сооружение башни «Накагин» доказало, что квартиры-капсулы — это не утопический проект, а работающая концепция по устройству городского жилья. Идеи Курокавы по обустройству жилого пространства не были популярны в своё время, но сегодня они используются довольно часто: например, в больших городах появляется много капсульных отелей. Помимо этого, после распада группы метаболистов в начале 1970-х годов их идеи были востребованы в других странах мира: в последующие десятилетия Тангэ и Курокава строили в Кувейте, Ираке, Ливии и ОАЭ.
Первый в России капсульный отель Sleepbox Hotel Tverskaya
Что можно найти в продаже
Фотографии: The Village,Flickr/pict_u_re, Flickr/Dick Johnson
Комментарии
Подписаться