Икона эпохиИкона эпохи: Раймонд Лоуи
Дизайнер, сотрудничавший с Lucky Strike, Coca-Cola и NASA, и «отец промышленного дизайна»
Текст
Анна Савина
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссёрах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — Раймонд Лоуи, американский промышленный дизайнер, сотрудничавший с самыми известными американскими компаниями, среди которых Coca-Cola, Lucky Strike и NASA. По случаю 120-летия со дня рождения Лоуи разбираемся, как он влиял на современный дизайн.
Раймонд Лоуи
Raymond Loewy
1893-1986, США
промышленный дизайнер
Ранние годы и первый контракт
с автомобильной компанией
Раймонд Лоуи родился в 1893 году в Париже в семье австрийского журналиста. В возрасте 15 лет он разработал самолёт Ayrel, который в 1908 году выиграл кубок Гордона Бенетта. Лоуи запатентовал своё изобретение и даже проводил испытания самолёта. С 1910-го по 1914 год он учился на инженера, а затем служил во французской армии, был ранен и получил крест за военные заслуги.
В 1919 году Лоуи переехал в США. В первые годы в Нью-Йорке он оформлял витрины крупных универмагов (например, Macy’s и Saks Fifth Avenue) и рисовал иллюстрации для Vogue и Harper’s Bazaar. Впоследствии одним из важных направлений работы в компании Raymond Loewy and Associates, основанной дизайнером, был дизайн магазинов и торговых центров. Главными клиентами дизайн-бюро были нью-йоркские универмаги Macy’s, Saks Fifth Avenue и Bloomingdale's.
Лоуи начал свою карьеру промышленного дизайнера в 1929 году, когда Зигмунд Гестетнер (Sigmund Gestetner), глава компании по
Modern Black Ensemble with Matching Accessories Featured in Vogue, 1939
производству копировальных машин Gestetner, заказал дизайнеру усовершенствовать внешний вид ротатора. За три дня Лоуи придумал корпус, который скрывал механизмы устройства, — компания Gestetner использовала изобретение Лоуи на протяжении последующих 40 лет. Это был первый случай, когда дизайнер применил приём, который сделал его знаменитым: как и ротатор, большинство объектов, созданных Лоуи, — от поездов до бутылки Coca-Cola — имели простую и обтекаемую форму.
В 1930 году молодого дизайнера пригласили на работу в автомобильную компанию Hupp Motor Company. Лоуи назвал этот случай «началом индустриального дизайна как признанной специальности», потому что до этого крупные компании редко привлекали дизайнеров-профессионалов со стороны для консультации. Это был первый серьёзный контракт Лоуи, а после он несколько десятилетий сотрудничал с компаниями-производителями автомобилей. Кроме того, дальнейшему успеху Лоуи способствовало и сотрудничество с компанией Sears Roebuck & Company, для которой в 1934 году он разработал первый холодильник с полками из нержавеющего алюминия.
Дизайн машин
и поездов
Модели Starlight и Avanti компании Studebeker
В середине 1930-х Лоуи начал сотрудничество с ещё одной автомобильной компанией — Studebaker. С 1936 года он был консультантом компании, а в 1939 году вместе с автомобильным дизайнером Вирджилом Экснером начал создавать машины для Studebaker. Кроме того, Лоуи придумал новый логотип для компании. Сотрудничество со Studebaker продолжалось на протяжении нескольких десятилетий: в 1951 году Лоуи разработал дизайн автомобиля Starlight — эта модель была названа журналами Car and Driver и Moto Trend одной из лучших машин 50-х. Кроме того, в 1963 году Studebaker выпустил модель Avanti, которая была придумана командой дизайнеров во главе с Лоуи. Машина выпускалась небольшими партиями, но имела большой успех среди коллекционеров автомобилей.
Поезда для Pennsylvania Railroad
Однако самое важное событие 1930-х в карьере Лоуи — это сотрудничество с железнодорожной компанией Pennsylvania Railroad, которое началось в 1937 году. Лоуи разработал дизайн пассажирских поездов, интерьера вагонов, железнодорожных станций и рекламных плакатов компании. Сотрудничество длилось долгие годы и требовало командной работы — в 1949 году в подчинении у Лоуи работали 143 дизайнера. Дизайн поездов прославил Лоуи — он придал им обтекаемую форму, что было очень необычно для 1930-х, когда большинство поездов выглядели старомодно. Проект для Pennsylvania Railroad является одной из самых известных работ дизайнера — в честь 120-летия со дня рождения Лоуи логотип Google был «превращён» именно в поезд обтекаемой формы.
Coca-Cola, NASA
и другие крупные заказы
Лоуи основал собственное дизайн-бюро в 1930 году, а с 1944 года компания стала называться Raymond and Loewy Associates. К 1950 году она стала одним из крупнейших дизайн-бюро в Америке с большим офисом в Нью-Йорке. На успех Лоуи, как дизайнера и предпринимателя, указывает и то, что в 1949 году он появился на обложке журнала TIME. Кроме того, Лоуи основал ещё две компании: Raymond Loewy International в Лондоне и Compagnie de L'Esthetique Industrielle в Париже. Это позволило дизайнеру работать с крупными заказчиками по всему миру: например, в 1975 году по заказу французской авиакомпании Air France он создал интерьеры самолётов «Конкорд».
Бутылка Coca-Cola
После Второй мировой войны компания Лоуи работала над множеством крупных заказов. Например, Лоуи долгое время сотрудничал с Coca-Cola. В 1947 году он придумал новые фирменные холодильники для хранения напитка, а затем разработал дизайн грузовиков, которые доставляли продукцию Coca-Cola и новые автоматы для напитка. Однако самая его известная работа — это стеклянная бутылка Coca-Cola, обновлённый дизайн которой Лоуи предложил в 1955 году. Кроме того, в 1960 году он придумал форму банки для известного напитка.
Ещё одним важным проектом для Лоуи была разработка интерьера для американской орбитальной станции «Скайлэб». По приглашению NASA с 1967 года и по 1973 год дизайнер консультировал разработчиков «Скайлэб» и помогал им сделать интерьер станции удобным для людей, находящихся в состоянии невесомости. Лоуи предложил сделать в станции иллюминатор, для того чтобы космонавты могли видеть Землю, а также разработал для станции симуляторы гравитации. В результате три космонавта провели на «Скайлэб» 90 дней, изучая адаптацию человека к условиям невесомости и проводя научные эксперименты. Лоуи считал проект для NASA одним из главных достижений своей жизни.
Таймлайн
1908
Лоуи изобретает самолёт Ayrel
1919
Переезд в США
1929
Дизайн ротатора Gestetner
1930
Лоуи основывает собственное дизайн-бюро
1936
Начало сотрудничества с американским производителем автомобилей Studebaker
1937
Начало сотрудничества с Pennsylvania Railroad
1951
Лоуи разрабатывает новый дизайн упаковки сигарет Lucky Strike
1955
Лоуи обновляет дизайн стеклянных бутылок Coca-Cola
1960
Дизайн банки для Coca-Cola
1961
Лоуи придумывает Studebaker Avanti (машина поступает в продажу в 1963 году)
1967-73
Лоуи работает консультантом NASA в разработке американской орбитальной станции
1971
Лоуи разрабатывает новый логотип Shell
1975
Дизайн интерьера самолёта «Конкорд» для Air France
1980
Лоуи уходит на пенсию и переезжает в родную Францию
1986
Умирает в Монте-Карло
Влияние
Эргономичный
и «обтекаемый» дизайн
Благодаря Раймонду Лоуи (и его конкуренту Генри Дрейфусу, который создавал обтекаемые поезда для компании New York Central Railroad — конкурента Pennsylvania Railroad) повседневная жизнь американцев изменилась: вместо угловатых транспорта и техники в их жизни появились обтекаемые и эргономичные бытовые предметы и машины. На создание поездов Лоуи повлиял стиль ар-деко, популярный в 1930-е, но дизайнер оставался верен своим принципам и в последующие десятилетия: даже предметы интерьера лаборатории «Скайлэб» обтекаемы и эргономичны.
Рост популярности
профессии дизайнера
Раймонда Лоуи называют «отцом промышленного дизайна»: он был одним из самых первых и самых влиятельных дизайнеров XX века. Впервые термин «промышленный дизайн» был предложен дизайнером Джозефом Клодом Синелем в 1919 году, а первым промышленным дизайнером принято считать Кристофера Дрессера. Однако, несмотря на то что Лоуи нельзя назвать пионером в этой области дизайна, ему удалось достичь намного большего успеха, чем его предшественникам. Лоуи не только изменил быт американцев, придумав множество функциональных объектов (от упаковок и бытовой техники до машин и поездов), но и сумел превратить своё дело в успешный бизнес.
Что можно найти в продаже
фотографии via flickr.com/autohistorian & raymondloewy.org
Комментарии
Подписаться