Икона эпохиИкона эпохи:
Петер Цумтор
Швейцарский архитектор и теоретик, противник броских и масштабных проектов
Текст
Анна Савина
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссёрах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — Петер Цумтор, швейцарский архитектор и теоретик, спроектировавший множество культурных институций по всему миру и выступающий против многомиллионных проектов, не учитывающих окружающий контекст.
Петер Цумтор
(Peter Zumthor)
Родился в 1943 году в Швейцарии
Архитектор и теоретик
Начало карьеры в архитектуре
Петер Цумтор родился в маленькой деревне в 40 км от Базеля. Именно с поездок в город с родителями начался его интерес к архитектуре. Его возили в ярко оформленный кинотеатр, интерьер которого очень нравился мальчику, — об этом Цумтор рассказал много лет спустя, произнося торжественную речь после получения Притцкеровской премии. Кроме того, в семье Цумтора существовала традиция ездить в монастырь неподалёку от его родной деревни — будущего архитектора потрясла атмосфера церкви (расположенной в монастыре) в стиле барокко. Уникальная обстановка каждого здания и ощущения, которые испытывают в нём люди, стали основной темой исследований Цумтора.
Pratt Institute в Нью-Йорке
Однако прежде чем начать работать архитектором, Цумтор сначала работал в мастерской своего отца, которые занимался изготовлением шкафов, затем посещал арт-школу и только потом начал учиться в архитектурном вузе — в 1966 году он попал по обмену в Pratt Institute в Нью-Йорк. После его окончания Цумтор работал в департаменте по сохранению культурных ценностей в швейцарском кантоне Граубюнден. Это помогло Цумтору лучше разбираться в материалах. Однако свои первые реализованные проекты Цумтор считает неудачными — в своей речи после вручения Притцкеровской премии он отметил, что ему пришлось делать исследования и собирать референсы для будущих зданий, из-за этого он мог считать их «своими».
Собственное архитектурное бюро
и первые проекты
В 1979 году Цумтор нанял несколько сотрудников и открыл собственное архитектурное бюро. Офис, в котором работает он и его сотрудники с 1986 года, расположен в маленьком посёлке Хальденштайн в горной долине у берегов Рейна. Цумтор предпочитает работать в глуши, потому что уединение помогает ему сосредоточиться. «Когда я смотрю на горы, камни, я чувствую присутствие, пространство и материалы», однажды сказал архитектор. В отличие от многих коллег, Цумтор предпочитает черпать вдохновение в природе, а не в работах других архитекторов.
Сначала компания Цумтора работала над небольшими заказами — например, в 1988 году он спроектировал крошечную часовню в швейцарской коммуне Сумвич. «Когда я начинаю проектирование, я в первую очередь думаю о материале», — сказал Цумтор в одном интервью для New York Times. Основной материал, который использовался для строительства часовни святого Бенедикта, — дерево, потому из него построено большинство домов в деревне, расположенной поблизости.
Музей нацистского террора,
термы в Вальсе и другие работы
В 1993 году Цумтор подготовил проект Topography of Terror Museum, посвящённого жертвам гитлеровского режима. Правительство Берлина предложило построить его на пустыре, где раньше находилась штаб-квартира гестапо. Проектируя Topography of Terror Museum для такого места, Цумтор постарался избежать каких-либо метафор и решил построить простую конструкцию, которая не несла бы никакого дополнительного смысла. Однако строительство было приостановлено из-за недостатка средств, и недостроенный музей простоял посреди пустыря почти десять лет; в 2004 году здание снесли. Когда средства снова появились, музей достроили по проекту Урсулы Вилмс, она тоже спроектировала здание простой формы.
Музей Topography of Terror Museum — проект Урсулы Вилмс
В 1990-х был построен самый известный проект Цумтора — термы в маленькой швейцарской коммуне Вальс, расположенной в Альпах. Как всегда, архитектор уделил особое внимание выбору материала — купальни построены из различных видов камня, потому что Цумтору хотелось, чтобы здание напоминало пещеру в горах. Архитектору удалось воплотить свою задумку, и термы быстро стали популярным среди туристов местом; к ним пристроили отель. В 2007 году Цумтор написал книгу о процессе работы над термами.
Термы в Вальсе
Спустя почти двадцать лет после начала строительства музея в Берлине, в 2011 году, Цумтор спроектировал для норвежского города Вардё мемориал, посвящённый жертвам «охоты на ведьм» в XVII веке. Архитектор использовал идею, которую впервые применил, работая над музеем нацистского террора — он создал конструкцию, которая никак не «комментирует» трагедию.
Кроме того, в 2011 году Цумтор спроектировал летний павильон для известной лондонской галереи Serpentine. Он не раз работал с культурными институциями, например, в конце 1990-х создал проект Kunsthaus Bregenz, а в 2007 году — Kolumba Museum в Кёльне. Однако его главный музейный проект на сегодняшний день — это план нового здания для Лос-Анджелесского музея современного искусства (LACMA), который был представлен в этом году. Через шесть лет по проекту Цумтора будет построен музей из стекла; несмотря на большие размеры, здание будет энергоэффективным.
Музей LACMA
Кроме того, сейчас архитектор работает над ещё одним зданием для этого города — он строит новый дом актёра Тоби Магуайра. Это очень необычный проект для Цумтора — он редко проектирует частные дома. Звезде «Человека-паука» пришлось постараться, чтобы уговорить знаменитого архитектора построить ему дом. Прежде чем принять заказ, Цумтор потребовал, чтобы Магуайр предпринял путешествие по Европе и посмотрел все здания, построенные по его проектам.
Премии и работы по теории архитектуры
В 2009 году Петер Цумтор получил Притцкеровскую премию, а в начале 2013 года ему вручили золотую медаль Royal Institute of British Architects (RIBA) — обе премии считаются очень престижными в области архитектуры. В своей торжественной речи после получения медали RIBA Цумтор рассказал о том, как он понимает суть своей профессии. «Самое важное в архитектуре — это не создание формы, а совсем другие вещи: свет, структура, игра теней, запахи и так далее», — утверждает он.
Материалы, освещение и, самое главное, атмосфера здания — вот что интересует Цумтора больше всего. Он написал об этом книгу Atmospheres. Architectural Environments. Surrounding Objects. Кроме того, Цумтор является автором ещё нескольких работ по теории архитектуры. Его самая известная книга — Thinking Architecture — переиздавалась много раз.
Таймлайн
1963
Цумтор поступает в арт-школу
1966
По обмену учится в Pratt Institute в Нью-Йорке
1968
Начинает работать в департаменте по охране культурных памятников
1979
Открывает своё архитектурное бюро
1988
Заканчивается строительство часовни св. Бенедикта
1992
Вместе с Робертом Каном основывает некоммерческую организацию Internet Society (ISOC)
1993
Выигрывает конкурс на строительство музея
Topography of Terror
1996
Заканчивается строительство городских терм в Вальсе
1997
Построен Kunsthaus Bregenz
2000
Цумтор проектирует швейцарский павильон для Expo 2000 в Ганновере
2006
Выходит его книга Atmosperes
2007
Закончено строительство часовни св. Николая
2007
Цумтор издаёт книгу о термах в Вальсе
2009
Выходит книга Seeing Zumthor
2009
Архитектор получает Притцкеровскую премию
2011
Проектирует летний павильон для галереи Serpentine
2011
Заканчивается строительство Steilneset Memorial в Норвегии
2013
Получает золотую медаль RIBA
2013
Построен Los Angeles County Museum of Art
Влияние
Фрэнк Гери
Посткризисная архитектура
Петер Цумтор получил свои самые важные премии после мирового экономического кризиса — его проекты и идеи стали особенно популярны после 2008 года, потому что они продуманы и сдержанны. В отличие от таких знаменитых архитекторов, как Фрэнк Гери, Заха Хадид или Норман Фостер, Цумтор не строит масштабные и броские проекты и не проектирует огромные стадионы, музеи и концертные залы в развивающихся странах. Проекты архитекторов-знаменитостей по-прежнему востребованы, например, в Катаре, но веру Цумтора в более рациональную, скромную и продуманную архитектуру разделяет всё больше людей. В интервью New York Times он сказал: «Мне кажется, мы стали более осознанно относиться к архитектуре; это новый этап возвращения к земле, к реальным вещам, к традиционному пониманию архитектуры как к созданию чего-то».
Что можно найти в продаже
фотография via shutterstock.com
Комментарии
Подписаться