Икона эпохиКак Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями
Рассказываем об основателе IDEO, создателе компьютерной мыши и популяризаторе дизайн-мышления
Текст
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — Дэвид Келли, основатель IDEO, одной из самых известных дизайн-компаний в мире.
Дэвид Келли
(David M. Kelley)
Родился в 1951 году
в Барбертоне (США)
Дизайнер, инженер, преподаватель и основатель IDEO
Ранние годы и работа в Boeing
Дэвид Келли с детства пытался решить бытовые проблемы с помощью собственной изобретательности. Он вырос в провинциальном городке Барбертон (штат Огайо), где, как и его отец, который работал инженером в компании Goodyear Tires, большинство людей занимались производством шин. Первой вещью, которую смастерил будущий дизайнер, был велосипед для двоих человек: 12-летний мальчик сварил два велосипеда, потому что не мог позволить купить себе настоящий тандем.
Его младший брат Том вспоминает: «Он всегда был очень творческим; я помню, когда мы строили крепости из снега, ему казалось недостаточным просто собрать их из снежков, вместо этого мы засыпали снег в коробки, чтобы получились идеальные кирпичи — Дэвид всегда был и художником, и инженером».
Офис компании Boeing
Келли поступил в Университет Карнеги-Меллон, где начал учиться на инженера. После университета молодой человек начал работать в компании Boeing в Питтсбурге. Келли не любил свою работу: он считал её досадной обязанностью и все вечера проводил за созданием скульптур, украшений и других вещей, но не верил, что на этом можно зарабатывать деньги.
В 1973 году, когда в США разразился газовый кризис, Келли продолжал работать в Boeing. Чтобы сэкономить на топливе, он разместил объявление, что хочет ездить в офис вдвоём с кем-нибудь. На него откликнулся Билл Поттс, тоже работник Boeing. Молодые люди быстро подружились, и Поттс начал убеждать Келли, что ему стоит изучать дизайн в Стэнфорде. Келли считал себя плохим инженером и был уверен, что не сможет поступить. Поттс, который сам учился в Стэнфорде, рассказал другу всё о программе, Келли подал заявку и, к своему удивлению, поступил.
Стэнфорд и создание
своей компании
«Учёба в Стэнфорде была для меня раем; Я больше не был плохим инженером, я больше вообще не беспокоился, кем я был, мне просто нравилось то, что я делаю», — рассказывал Келли в одном из интервью. Больше всего его восхищало то, что его технические знания можно было использовать для творческих проектов и создания вещей, которые помогают людям.
Стэнфордский университет
В 1978 году, после окончания Стэнфорда, Келли вместе со своим университетским другом Дином Хови основал компанию Hovey-Kelley Design, однако из-за противоречий Хови скоро бросил бизнес, и бюро стало называться David Kelley Design. Мечта Келли сбылась — теперь он мог использовать все свои навыки для того, чтобы изобретать вещи, которые решают проблемы простых людей. Одной из первых работ нового дизайн-бюро была машина для чтения, предназначенная для слепых людей.
Однако самым известным проектом того времени стала компьютерная мышь, разработанная для Apple. В 1980 году компания Джобса (они познакомились в 1979 году и с тех пор были близкими друзьями) обратилась в IDEO с просьбой разработать недорогую и простую в обращении мышь — несмотря на то что устройство было изобретено Дугласом Энгельбартом ещё в 1960-х, а затем мыши выпускал Xerox PARC, они были дороги и неудобны. Группа дизайнеров IDEO разработала простой механизм — пластиковую мышь с колёсиком, которая стоила $25 долларов и использовалась на большинстве компьютеров до появления оптической мыши.
IDEO
IDEO появилась в 1991 году в результате слияния чнтырёх компаний: David Kelley Design, Moggridge Associates и ID Two, которыми руководил Уильям Могридж (он известен как создатель первого в мире ноутбука), и Matrix Product Design. Штаб-квартира объединённой компании находилась в Пало-Альто, и IDEO, которая начала заниматься консультированием других компаний, стала известна именно благодаря уникальным технологическим разработкам.
Логотип компании IDEO
В 1990-е в IDEO разрабатывались удобные домашние и карманные компьютеры — например, Palm V, который можно назвать прототипом современных смартфонов. Кроме того, специалисты IDEO работали над созданием камеры I-Zone для Polaroid, и компания сотрудничала с такими гигантами, как Procter&Gamble, Microsoft, Nokia и с десятками других известных фирм.
Однако самое интересное в IDEO — это даже не удивительные изобретения, которые сотрудники компании представляют с завидной регулярностью, а уникальная корпоративная культура. Несмотря на то что Келли уже более десяти лет не является CEO IDEO, её философия всё также основывается именно на идеях этого дизайнера и изобретателя. Официальной «доктриной» компании является дизайн-мышление: сотрудники IDEO учат своих клиентов думать, как дизайнеры, чтобы улучшить качество работы.
Преподавательская деятельность
и проект Creative Confidence
Келли не покинул Стэнфорд после окончания магистратуры — он преподавал там с 1978 года и затем возглавил факультет, на котором сам учился. Познакомившись с миллиардером Хассо Платтнером, основателем компании по производсту программного обеспечения SAP, Келли рассказал ему о своих взглядах на дизайн-образование. На деньги Платтнера (он дал $35 млн) в 2004 году был открыт Hasso Plattner Institute of Design при Стэнфордском университете, где Келли преподаёт дизайн-мышление.
Когда в 2007 году у Келли диагностировали рак гортани, он задумался, что он мог бы сделать не только для сотрудников IDEO, клиентов компании и своих студентов, но и для всех людей. Главной проблемой большинства своих знакомых Келли считал отсутствие веры в себя: они не могли придумать ничего интересного, потому что считали, что креативность — качество, которым обладают только одарённые люди. Чтобы опровергнуть это заблуждение, Келли вместе с братом Томом написал книгу Creative Confidence, в которой рассказал об основных принципах дизайн-мышления — методики, которую он использовал в Стэнфорде и IDEO для того, чтобы помочь каждому раскрыть свой творческий потенциал.
Помимо больших проектов, вроде разработки новых методик, Келли не забывает и о практике: вместе со своей дочерью он время от времени работает в мастерской — например, ещё в 2012 году они сами собрали 3D-принтер. Кроме того, у Келли есть коллекция из 20 машин (сам он ездит на старом пикапе Chevrolet), которые он чинит сам.
Таймлайн
1973
Заканчивает бакалавриат Университета Карнеги-Меллон по специальности электротехника
1977
Заканчивает магистратуру в Стэнфордском университете
1978
Вместе с другим выпускником Стэнфорда Дином Хови основывает компанию Hovey-Kelley Design
1984
Становится сооснователем Onset Ventures
1991
Компания Келли сливается ещё с несколькими, сам он становится CEO объединённой компании, которая называется IDEO
2000
Покидает пост CEO IDEO
2004
Открытие Hasso Plattner Institute of Design
2007
У Келли диагностируют рак
2013
Выходит книга Creative Confidence
Влияние
Дизайн-мышление
Келли можно назвать одним из главных популяризаторов дизайн-мышления — подхода, с помощью которого каждый человек может стать изобретателем. Келли уверен, что креативность — это качество, которым одарены не только некоторые талантливые люди, но и вообще все. Методы раскрытия своих творческих способностей Келли изложил в книге Creative Confidence и в нескольких лекциях для TED.
Принципы Келли достаточно просты: его теория основана на вере в себя и желании помочь окружающим. «Нужно стараться понять людей, для которых ты пытаешься создать некий продукт — это и есть главное правило дизайн-мышления; то же относится и к лидерству — руководители должны проявлять эмпатию по отношению к своим подчинённым и помогать им». Взаимопомощь является одним из главных составляющих успеха любого проекта: сотрудники IDEO не боятся спросить совета ни у своего начальника, ни у подчинённых.
Что можно найти в продаже
Комментарии
Подписаться