Views Comments Previous Next Search
Чему нас на самом деле научил Григорий Перельман — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиЧему нас на самом деле научил Григорий Перельман

Гениальный математик, чьи моральные принципы могут служить примером искреннего служения науке

 Герой нового выпуска рубрики «Икона эпохи» — российский математик Григорий Перельман. О нём известно то, что он отказался от миллиона долларов, доказав Гипотезу Пуанкаре, о которой, в свою очередь, известно то, что она крайне сложна для понимания. Причём последовательность здесь именно такая — факт отказа от денег взволновал почтенную публику гораздо больше «какой-то абстрактной математической выкладки». Теперь, когда шумиха вокруг этого решения улеглась, разбираемся, кем является Григорий Перельман для математики и чем является математика для него.

Чему нас на самом деле научил Григорий Перельман. Изображение № 2.

  

Григорий Перельман

Родился в 1966 году в ленинграде

математик

 

Жизненный путь

Советский Союз имел выдающуюся математическую традицию, поэтому о детстве Перельмана нельзя рассказывать, не упомянув о феномене советских математических школ. В них талантливых детей готовили под руководством лучших наставников; такая среда служила плодородной почвой для будущих выдающихся достижений. Впрочем, несмотря на грамотную организацию процесса обучения, существовала и свойственная советской системе дискриминация, когда даже наличие необычной фамилии могло стоить места в сборной команде города или поступления в вуз.

Чему нас на самом деле научил Григорий Перельман. Изображение № 3.

Анри Пуанкаре

Перельман рос в интеллигентной семье и к математике интерес проявлял с детства. Однако попав в математический кружок, он не сразу стал лидером. Первые неудачи подстегнули его работать усерднее и повлияли на его характер — неуступчивый и упрямый. Эти качества и помогли учёному решить главную задачу своей жизни.

Вслед за золотой медалью на Международной математической олимпиаде в Будапеште в 1982 году и блестящим окончанием школы (для золотой медали не хватило сданных норм ГТО) последовал матмех СПбГУ, а позже и аспирантура, где Перельман также учился исключительно на «отлично». Когда Советский Союз прекратил своё существование, учёный столкнулся с действительностью: наука переживала тяжелейший кризис. Неожиданно состоялась стажировка в США, где молодой учёный впервые встретил Ричарда Гамильтона. Американский математик достиг серьёзного прогресса в решении знаменитой проблемы Пуанкаре. Более того, он даже наметил план, следуя которому к этому решению можно было прийти. Перельману удалось пообщаться с ним, и Гамильтон на него произвёл неизгладимое впечатление: открыт и не жалел сил на объяснения.

Чему нас на самом деле научил Григорий Перельман. Изображение № 4.

Здание института им. Стеклова в Санкт-Петербурге

Несмотря на предложения остаться, по окончании стажировки Перельман вернулся в Россию, в родную квартиру в питерской девятиэтажке в Купчино (печально известное «гетто» на юге города), и начал работать в Математическом институте им. Стеклова. В свободное время он размышлял над Гипотезой Пуанкаре и идеями, о которых ему рассказал Гамильтон. В это время у американца, судя по публикациям, не получалось продвинуться в своих рассуждениях дальше. Советское же образование дало Перельману возможность посмотреть на проблему с другой стороны, используя собственный подход. На письма Гамильтон больше не отвечал, и это стало «зелёным светом» для Перельмана: он начал работать над решением Гипотезы.   

Всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере.

Гипотеза Пуанкаре принадлежит к топологии — той области математики, которая изучает наиболее общие свойства пространства. Как и любой другой раздел математики, топология предельно конкретна и точна в своих формулировках. Любые упрощения и пересказы в «более доступной форме» искажают суть и имеют мало общего с оригиналом. Именно поэтому в рамках этой статьи мы не будем говорить об известном мысленном эксперименте с кружкой, которая путём непрерывной деформации превращается в бублик. Из уважения к главному герою мы просто признаем, что объяснить Гипотезу Пуанкаре людям, далёким от математики, сложно. А для тех, кто готов посвятить этому время и силы, дадим несколько материалов для самостоятельного изучения. 

Чему нас на самом деле научил Григорий Перельман. Изображение № 5.

Трёхмерная сфера — объект, о котором идёт речь в формулировке Гипотезы Пуанкаре

На решение этой задачи у Перельмана ушло семь лет. Условностей он не признавал и отправлять свои работы в научные журналы для рецензии (обычная практика среди учёных) не стал. В ноябре 2002 года Перельман опубликовал на arXiv.org первую часть своих выкладок, за которой последовали ещё две. В них в предельно сжатой форме была решена задача ещё более общая, чем Гипотеза Пуанкаре — это Гипотеза геометризации Тёрстона, из которой первая была простым следствием. Впрочем, научное сообщество приняло эти работы настороженно. Смущала краткость решения и сложность тех выкладок, которые представил Перельман.

После публикации решения Перельман снова отправился в США. В течение нескольких месяцев он проводил семинары в разных университетах, рассказывая о своей работе и терпеливо отвечая на все вопросы. Однако главной целью его поездки была встреча с Гамильтоном. Пообщаться во второй раз с американским учёным не получилось, зато Перельман снова получил приглашение остаться. Из Гарварда ему пришло письмо с просьбой выслать им своё резюме, на что он раздражённо ответил: «Если они знают мои работы, им не нужно моё CV. Если они нуждаются в моём CV, они не знают мои работы».

Чему нас на самом деле научил Григорий Перельман. Изображение № 6.

Медаль Филдса

Следующие несколько лет были омрачены попыткой китайских математиков присвоить открытие (их интересы курировал профессор Яу, гениальный математик, один из создателей математического аппарата Теории Струн), невыносимо долгим ожиданием проверки работы, которой занимались три группы учёных, и шумихой в прессе. 

Всё это шло вразрез с принципами Перельмана. Математика привлекала его категорической честностью и однозначностью, что заложено в основу данной науки. Однако интриги коллег, озабоченных признанием и деньгами, пошатнули веру учёного в математическое сообщество, и он решил больше не заниматься математикой.

И хотя вклад Перельмана в итоге был оценён по достоинству, а претензии Яу были проигнорированы, математик не вернулся в науку. Ни медаль Филдса (аналог Нобелевской премии для математиков), ни «Премию тысячелетия» (миллион долларов) он не принял. К шумихе в прессе Перельман отнёсся крайне скептически и свёл к минимуму контакты с бывшими коллегами. И по сей день он живёт в той же самой квартире в Купчино.

Таймлайн

13 июня
1966

Родился в Ленинграде.

1982

В составе команды школьников участвовал в международной математической олимпиаде в Будапеште.

1992

Перельмана пригласили провести по семестру в Нью-Йоркском университете и в Университете Стони Брук.

1995

Вернулся в институт им. Стеклова.

ноябрь
2002 —
июль 2003

Перельман разместил на сайте arXiv.org три научные статьи, в предельно сжатом виде содержавшие решение одного из частных случаев Гипотезы геометризации Уильяма Тёрстона, приводящее к доказательству Гипотезы Пуанкаре.

2003

Перельман прочитал в США серию лекций, посвящённых своим работам.

2004—2006

Верификацией результатов Перельмана занимались три независимые группы математиков. Все три группы пришли к выводу, что Проблема Пуанкаре успешно решена, однако китайские математики Чжу Сипин и Цао Хуайдун вместе со своим учителем Яу Шинтаном предприняли попытку плагиата, заявив, что они нашли «полное доказательство».

2006

Сильвия Назар и Дэвид Грубер опубликовали статью Manifold Destiny, которая рассказывает о Григории Перельмане, о его работе по решению Проблемы Пуанкаре, а также содержит редкое интервью с ним самим. В статье уделено немалое место критике китайского математика Яу Шинтана.

декабрь

2005

Ушёл с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики, уволился из Математического института и практически полностью прервал контакты с коллегами.

декабрь
2006

Доказательство Теоремы Пуанкаре Перельманом было названо журналом Science главным научным прорывом года.

2010

Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США за доказательство Гипотезы Пуанкаре.

2011

Институт Клэя совместно с институтом Анри Пуанкаре (Париж) учредили должность для молодых математиков, на оплату которой пойдут деньги из присуждённой, но не принятой Григорием Перельманом «Премии тысячелетия».

 

 

Влияние

Чему Григорий Перельман научил нас? 

В научном сообществе бытует мнение, что математики умнее всех. Умнее всех они потому, что имеют дело с предельно общими и абстрактными вещами. Категории этой науки не подразумевают разных трактовок и толкований, и поэтому те, кто математикой живёт, переносят эти принципы и на взаимоотношения людей. Григорий Перельман именно такой человек. А реакция общества на его решения, в которой преобладало недоумение относительно его отказа от премии, только подчёркивает ту пропасть, что разделяет его и нас. Получается, что хоть Григорий Перельман и не думал учить нас, — этот урок он всё-таки нам преподал.

Что можно найти в продаже

 

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются