Икона эпохиКак Эван Уильямс придумал Blogger, Twitter и Medium
Рассказываем о человеке, который создал все самые важные современные блог-платформы
Текст
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — сооснователь Blogger, Twitter и Medium Эван Уильямс.
Эван Уильямс
родился в 1972 году в поселке Кларкс, Небраска
Создатель Blogger, Twitter и Medium
Из долины фермеров
в Силиконовую долину
Логотип компании O’Reilly Media
Эван Уильямс часто сравнивает появление интернета с другими техническими революциями в истории, в том числе с прорывом в сельском хозяйстве. «Земледелие не только накормило людей, но и дало им свободу заниматься искусством и изобретать новое» — говорит он. Будущий интернет-предприниматель знает о земледелии как никто другой в Кремниевой долине — он вырос на ферме в Небраске. Однако Эв не разделял интереса отца и брата к фермерству и охоте. Его увлекали книги по программированию и бизнесу, а также журнал Wired, открывший ему мир новых технологий.
После окончания единственной государственной школы в окрестностях, Уильямс поступил в университет Небраски, но относился к учёбе несерьёзно и спустя полтора года бросил обучение. После этого Эван менял работу так же быстро, как места пребывания — он слонялся по Флориде и Техасу, пока в 1996 году из-за неудач не решил вернуться на ферму к родителям. Преодолев депрессию, он перебрался в Калифорнию и даже нашёл работу в компании O’Reilly Media. Он начал с должности в отделе маркетинга, а затем стал программистом-фрилансером. Именно тогда он осознал, что работа в офисе — это не для него.
Запуск Blogger и Twitter
Так выглядела главная страница сервиса Blogger в 1999 году
Бросив работу, в 1999 году Эван основал компанию Pyra Labs и быстро обрёл репутацию предпринимателя, у которого есть нестандартные идеи, но нет чёткой бизнес-модели. Уже тогда Эван и его друзья-программисты вели web logs («сетевые журналы»), но процесс их создания был слишком сложным для простых пользователей. Эвану пришла идея сделать блоггинг доступным — так появилась платформа Blogger. Это название стало нарицательным, а значит, Уильямс придумал слово, которое обозначило огромную группу интернет-пользователей.
Как он объяснит позже, дело было не в том, чтобы сделать популярной новую интернет-деятельность, а в том, чтобы демократизировать идеи и знания. Эван хотел сделать так, чтобы каждый человек мог делиться своими мыслями со всеми вокруг — эта идея быстра привлекла множество пользователей. Проект начал приносить доход с первых дней, но в 2001 году, после краха доткомов, Pyra Labs, как и многие интернет-компании, оказалась на грани банкротства. Уильямсу пришлось уволить сотрудников и даже прибегнуть к краудфандингу, чтобы купить новый сервер. Но к 2003 году стартап снова встал на ноги: вскоре после того, как количество пользователей достигло 1 миллиона, компанию купил Google. После года работы на Google, Эван ушел, чтобы заняться новым проектом.
В 2005 году Уильямс запустил компанию Odeo. План был гениальный: ещё до появления приложения для создания, записи и обмена подкастами в Apple Store, команда стартапа создала сайт с этими функциями. Эван Уильямс собирался демократизировать радио. Но во время одного брейнсторминга член команды Odeo Джек Дорси, будущий генеральный директор Twitter, предложил создать сервис, который позволял бы отправлять SMS небольшой группе пользователей. Эта идея легла в основу проекта twttr, который был социальной сетью, а не сервисом для обмена личными сообщениями.
В 2006 году Эван Уильямс, Джек Дорси и другие ключевые сотрудники Odeo создали Obvious Corporation, приобрели активы Odeo.com и Twitter.com, а также выкупили доли инвесторов и акционеров. В 2013 году Эван Уильямс в одном из интервью скажет, что конечный продукт в корне отличался от того, что разрабатывалось изначально. «Можно было называть Twitter социальной сетью, можно было — платформой для микроблогов, но было сложно определиться, потому что он не имел аналога. Это был путь открытия чего-то такого, что становится понятным только со временем. Мы разрабатывали другой сервис, но в результате Twitter стал информационной сетью, а не социальной».
Больше, чем 140 символов
В 2008 году Эван сменил Джека Дорси на посту генерального директора Twitter, но спустя два года покинул компанию, чтобы сосредоточиться на разработке нового продукта. В 2012-м со своим соратником по другим стартапам и креативным директором Twitter Бизом Стоуном они создали Medium, веб-сервис для публикаций длинных текстов, размер которых в разы превышает 140 символов. По мнению Уильямса, у новой издательской платформы нет недостатков других блоггинг-сервисов. Эван считает, что на большинстве онлайн-площадок создание блога и необходимость его обновлять отнимает больше времени, чем сами публикации.
С помощью Medium Уильямс хочет восстановить баланс между профессиональным медиа c серьезными текстами и платформой, где публиковаться может каждый. В своём приветственном посте на Medium он пишет: «Теперь, когда обмен информацией в виртуальном пространстве происходит безо всяких усилий, откуда в едином игровом поле, где идеи прибывают отовсюду, появится глубина понимания?» Чтобы читатели и блогеры не потерялись в потоке текстов, загружаемых на сайт, акцент делается на эффективном поиске и фильтре, который тщательно группирует тексты по тематикам, что позволяет авторам публикаций не думать о количестве подписчиков.
Таймлайн
1996
Уильямс переехал в Себастополь (Калифорния) и начал работать в компании O’Reilly Media
1999
Создал Pyra Labs и запустил сервис Blogger
2003
Google приобретает Blogger
2005
Создание компании Odeo, из которой вырастит Twitter
2006
Джек Дорси публикует первый твит "just setting up my twttr"
2007
Триумф Twitter на фестивале South by Southwest (SXSW)
2007
Компания Sonic Mountain покупает Odeo
2008
Эван Уильямс становится CEO Twitter
2012
Запускается издательская платформа Medium
Влияние
Эван Уильямс всегда отстаивал права не-гиков: он дал возможность каждому публиковать посты одним кликом без знания html-кодов на платформе Blogger, вместе с Джеком Дорси и Бизом Стоуном сделал возможным то, что количество фолловеров микроблога в «Твиттере» может равняться аудитории настоящего медиа, а на базе Medium создал все условия, чтобы каждый мог стать полноценным редактором. На его взгляд, интернет стал новым инструментом для того, чтобы улучшить жизнь человека, где ключевой характеристикой является комфорт, который достигается двумя вещами: быстрой скоростью и лёгкостью восприятия информации. При этом Уильямс, в отличие от многих интернет-предпринимателей, понимает, что зацикленность на кликах, ретвитах, «лайках» и фолловерах может привести к негативным последствиям в целом позитивного феномена, как «технологии сельского хозяйства, доведённые до крайности, когда окружающая среда или животные оказываются под угрозой».
Что можно найти в продаже
изображение via: fotobank.ru
Комментарии
Подписаться