Икона эпохиКак Маркус Перссон убрал инструкцию из LEGO
Рассказываем об известном геймдизайнере и создателе Minecraft
Текст
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — разработчик, геймдизайнер и создатель Minecraft Маркус Перссон.
Маркус Алексей Перссон
(Markus Alexej “Notch” Persson)
Родился в 1979 году в Стокгольме, Швеция
Создатель Minecraft, программист и геймдизайнер
Обычная история разработчика
Commodore 128
Есть кое-что очаровательное в биографиях известных программистов. Им совершенно не подходит восторженный тон. Никаких надуманных конфликтов и противопоставлений — разработчики получают заслуженную славу за то, что сделали сами. Достаточно одного взгляда на этого тихого и скромного шведа, чтобы понять, что так, наверное, и выглядит обычный автор видеоигры. Чем он отличается от других геймдизайнеров? Во-первых, чёрной федорой. Наверное, это национальное, ведь в Швеции даже король носит странные шляпы. Во-вторых, чувством юмора. Его прошлогодние твиты звучат смешно и актуально, а ведь это совсем не свежие шутки. Ну, и Minecraft.
Первый домашний компьютер — восьмибитный Commodore 128. Первое желание делать игры реализовалось в восемь лет. Перссон сделал текстовый квест — интерактивную книгу, в которой от игрока зависит развитие сюжета. Похоже, у парня была отличная фантазия. Маркус проводил свободное время за разработкой компьютерных игр. Обычно это были клоны хитов про Соника, братьев Марио и Мегамена, на них легко набить руку и понять, как строятся основные игровые механики. После школы он работал программистом в компании King.com, которая держала интернет-пользователей в зависимости от браузерных игр задолго до Candy Crush Saga.
Самый страшный паук
Цветныe символы заменяют разные типы отрядов
Помните фразу из первой «Матрицы» о том, что в символах на экране операторы видят целый мир? Это не только пафосная строчка о кодерах, но и довольно точное описание запутанной игры Dwarf Fortress, классики независимых стратегий. В цветных символах Маркус различал разные типы отрядов, укреплений и, конечно, драконов. От обычных стратегий вроде Warcraft или Sims эту игру отличало два важных момента. Во-первых, абстрактная графика. В этой игре паук — не страшная 3D-модель, а один символ на экране. Ведь гигантский паук, которого вы представите сами, будет намного страшнее того, который на экране. Во-вторых, невероятно высокий порог входа. Чтобы понять, что происходит, новичкам недостаточно было просто запустить игру. Приходилось шерстить форумы в поисках подсказок, пользовательских руководств и прочих обрывков тайного знания.
Некоторые удивительные постройки в Minecraft:
В 2009 году, когда вышла первая версия Minecraft, считалось, что в начале каждой игры должно быть обучение. Потом должно обозначаться, что именно нужно сделать, а потом игрока поощряли и ставили новую цель. Как и в Dwarf Fortress, в Minecraft было нарушено каждое из этих правил. Игроку не говорилось, что можно делать, а что — нельзя. Тим Шейфер, автор Grim Fandango, Psychonauts и Broken Age, вспоминает, что это был потрясающий социальный опыт. Как только кто-нибудь узнавал, что в Minecraft можно сделать что-нибудь новое, например, рыбачить или торговать, он тут же спешил рассказать об этом в интернете.
Играй в игру, пока её пишут
Рабочая модель графического калькулятора
Разницу ещё проще увидеть на примере конструктора LEGO. Сегодня ты покупаешь коробку деталей, собираешь их по инструкции и ставишь на полку. Но ведь раньше, давным-давно, ты брал коробку с деталями, без инструкции, вываливал их на ковёр, и ничто, кроме воображения, не могло остановить тебя. То, что Minecraft дал своим игрокам, часто называют демократией — все находятся в одинаковом стартовом положении и добывают одинаковые кубики, но кто-то строит крепость с рыцарями, а кто-то — рабочую модель графического калькулятора.
Первый миллион копий Minecraft был продан ещё до того, как игру, собственно, доделали. Сознательно или нет, но геймдизайнерский гений Перссона втянул игроков в новое приключение. Формально игра ещё не была завершена, поэтому каждый месяц, а иногда и чаще, он добавлял в неё что-нибудь новое. Таким образом он удерживал внимание даже тех, кто, казалось бы, уже сделал в Minecraft всё, что хотел. С каждым обновлением мир становился всё разнообразнее, появлялись новые ресурсы, монстры и возможности сетевой игры. Например, в одном из обновлений взрывчатка начала наносить разный урон в зависимости от уровня сложности игры, а игроки получили возможность зачаровывать книги, чтобы получать с их помощью необычные предметы. Кстати, новинки появляются до сих пор: последняя доступная версия вышла в апреле 2014-го, в ней, кроме всего прочего, починили популярные проблемы с отображением одежды персонажей. Теперь костюмы Железного Человека смотрятся ещё эффектнее. На сегодняшний день основной разработкой занимается уже не Маркус, а его друг Йенс.
Mojang против Facebook
Так выглядела игра 0x10c
После первого успеха Minecraft Маркус зарегистрировал свою компанию Mojang и переехал с друзьями в стокгольмский офис с домашней атмосферой. На тот момент это была горстка единомышленников, сейчас число сотрудников не превышает 40 человек, и о формальной иерархии не может быть и речи. На протяжении всей истории Маркус старался держать Mojang в стороне от агрессивного бизнеса, оставляя её своей независимой компанией. Иногда он доказывает свой свободолюбивый статус открытыми конфликтами. Так, например, после того как Facebook купили Oculus Rift, он официально объявил, что Mojang перестаёт разрабатывать Minecraft для этой платформы, хотя до этого Маркус был одним из главных сторонников очков виртуальной реальности.
Несмотря на успех Minecraft, найти вторую великую идею оказалось намного сложнее. Маркус делал космический симулятор 0x10c и несколько других игр, но ни одна из них не увидела свет. Карточная игра Scrolls не оправдала ожиданий и была задавлена конкурентом Hearthstone. Любопытный ум Маркуса и его амбициозное стремление к веселью позволяют нам думать, что он не бросит делать игры. Возможно, подходящая идея просто ещё не пришла ему в голову.
Таймлайн
1978,
1 июня
Родился в Стокгольме
1985
Начал программировать
2005
Стал разработчиком в King.com
2009, май
Ушёл из King.com, основал Mojang Specifications
2009,
17 мая
Выпустил альфа-версию Minecraft
2010,
ноябрь
Основал Mojang
2011,
13 августа
Женился на Элин Зеттерстранд
2011,
18 ноября
Выпустил полноценную версию Minecraft
2011,
1 декабря
Передал разработку Minecraft Йенсу Бергенстену
2013,
3 июня
Выпустил Scrolls
Влияние
Сегодня Перссон — суперзвезда молодого поколения игроков. Продано уже больше 50 миллионов экземпляров Minecraft, навсегда изменившей компьютерные игры. Её используют для обучения в младших классах, проводят MineCon, несколько сотен людей зарабатывают на жизнь, выкладывая видео о ней на YouTube или записывая подкасты. Маркус Перссон и его команда — это живой пример того, как быть счастливым, не ввязываясь в серьёзные отношения с крупными корпорациями.
Что можно найти в продаже
Minecraft: The Unlikely Tale of Markus "Notch" Persson and the Game that Changed Everything
$9,44 (за версию для Kindle)
Комментарии
Подписаться