Икона эпохиКак Крис Андерсон предсказал новую промышленную революцию
5 главных принципов главреда Wired и автора концепции «Длинного хвоста»
Текст
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем об основных принципах художников, дизайнеров, писателей, музыкантов и других творческих профессионалов, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — писатель, главный редактор Wired и сооснователь 3DRobotics Крис Андерсон.
Крис Андерсон
(Chris Anderson)
Родился в 1961 году в Лондоне (Великобритания)
Писатель, журналист и предприниматель
Бывшего главного редактора Wired по праву считают визионером того, что касается стартапов, технологий и инноваций. В 2004 году он написал резонансную статью с названием «Длинный хвост», которая легла в основу нашумевшей и одной из самых инновационных бизнес-книг начала ХХI века. К тому же Крис Андерсон не просто теоретик, он и сам является предпринимателем: в 2009 году он основал компанию по производству беспилотных летательных аппаратов, доступных каждому.
5 принципов Криса Андерсона:
1Найдите свою нишу
Придумав термин «длинный хвост», Андерсон охарактеризовал то, что витало в воздухе, но не поддавалось глубокому анализу. С постепенным уходом в прошлое традиционной розничной торговли бизнес перешёл к цифровой дистрибуции, а потребители перестали покупать только то, что является хитом. Появился спрос на нишевую продукцию, который, по мнению Андерсона, компании просто обязаны переосмыслить и использовать в свою пользу. Исследования, проведённые им вместе со студентами из Стэнфорда, показали, что 98 % контента индустрии развлечений стали востребованы в iTunes (пусть часть из него продаётся в меньших объёмах).
Раньше компании не были заинтересованы в компакт-диске, продающемся один раз в квартал, потому что для его производства и дистрибуции требовались те же издержки, что и для платинового альбома. Но теперь, с отказом от издержек на производство и упаковку, компании не теряют деньги на менее популярной продукции, а используют «хвост разнообразия» для извлечения прибыли, и большее количество авторов получили возможность продолжать работу, даже если их проекты не претендуют на звание «хита продаж». К удивлению самого писателя, читатели стали находить «хвосты» не только в индустрии развлечений, но и в самых разных сферах: от мировой политики до рекламы.
2Сделайте прибыль
на маленьком спросе
Андерсон задумался о том, что большинство интернет-корпораций уже используют эффект «длинного хвоста». К примеру, значительная прибыль Google обеспечивается не рекламодателями-гигантами, а малым и средним бизнесом. А четверть книг, которые продаёт Amazon, не входят в 100 тысяч самых популярных. Отсутствие спроса не говорит о том, что рынка нет или он убыточный. Наступила «экономика изобилия», где рентабельность хитов и нишевых продуктов одинакова. Мы наблюдаем переход от «массовой культуры» к «массе параллельных культур», что приведёт к тому, что вкусы и потребности потребителей будут не так предсказуемы, как в 1970—80-е годы. На данный момент эти изменения используют в большей степени корпорации: их выгода в том, что нишевой продукт в основном не представляет интереса для микропредпринимателей и компаний поменьше. В будущем большинству компаний придётся учитывать распространение «длинного хвоста» в формировании спроса среди потребителей.
3Не бойтесь производить
Раньше микропредпринимательство было возможно только в цифровой сфере: два сообразительных парня с ноутбуками могли создать интернет-стартап, который покорит весь мир. Теперь же и для производства товаров не обязательно быть огромной корпорацией, иметь огромный штат и готовую инфраструктуру. Современные технологии позволяют маленькой команде справиться со всеми задачами. В ХХ веке индивидуальный изобретатель был вынужден сотрудничать с большими компаниями, чтобы его открытие было внедрено в производство. Двадцать первый век открывает перед изобретателями гораздо больше возможностей. 3D-принтеры, которые ещё пару лет назад стоили 125 000$, теперь предлагаются такими компаниями, как MakerBot, каждому желающему за скромную плату в 1000$. Они позволяют в домашних условиях создать прототип почти любого объекта. А с помощью существующих инструментов, таких как агрегатор предложений от китайских производителей alibaba.com, можно произвести даже самый небольшой тираж продукции по созданному образцу. Чтобы продукция нашла своего потребителя, никаких препятствий тоже нет — можно продавать её через онлайн-магазины, такие как SparkFun, или создать свою платформу с помощью Web Studio.
4Делайте бесплатный контент
Одной из черт новой эпохи Андерсон считает свободный доступ к товарам и услугам современных компаний, о чём он написал в своей книге Free: The Future of a Radical Price. Он считает, что в традиционных отраслях цена обычно объяснялась большими издержками производства, что не скажешь о цифровом продукте, где политика ценообразования совершенно иная. Андерсон говорит о том, в мире избыточной информации и изобилия интернет-продуктов появляется такое понятие, как freeconomics — экономика бесплатного. Всё более распространённым становится freemium — бесплатный сервис для большинства и дополнительные платные, улучшенные функции для более продвинутых пользователей. Предоставление бесплатного сервиса совершенно не означает уменьшение прибыли — всегда найдутся пользователи, которые будут платить за статус, сэкономленное время или просто за то, что приносит им радость. Несмотря на то что freeconomics преобразит также и реальный сектор экономики (падение цен произойдёт из-за высокой конкуренции и уменьшения себестоимости товаров), Андерсон оптимистичен: он считает, что найти способ заработать компании смогут и в этом случае.
5Снизьте издержки
Отношение Андерсона к физическим товарам эволюционировало со временем: в начале 2000-х он писал о «полном избавлении от атомов и превращении их в биты», но в книге Makers: The New Industrial Revolution, которая уже почти стала домашним пособием DIY-движения, он ратует за то, что «атомы — это новые биты». С одной стороны, сокращение издержек невозможно без оцифровки реальных товаров: вместо дисков потребителям предлагается медиатека iTunes, вместо бумажных книг можно скачать на Kindle электронные. Конечно, в этом плане цифровой бизнес выигрывает, однако, учитывая доступность технологий, которые позволяют создать микрофабрику прямо у себя дома, Андерсон призывает расстаться со стереотипом, что всё уже создано, и не бояться производственного процесса.
Комментарии
Подписаться