СпискиЗритель как соавтор:
10 художников,
работающих с публикой
Марина Абрамович, Олафур Элиассон и другие художники, которые взаимодействуют с посетителями выставок
Текст
Анна Савина
В цифровую эпоху искусство, предполагающее взаимодействие со зрителем, становится всё популярнее: в этом году «Золотого льва» Венецианской биеннале получил художник Тино Сегал, для которого важно именно соучастие посетителей выставки. Он же номинирован на престижную британскую премию в области современного искусства Turner Prize, выставка претендентов на которую открылась 23 октября. Look At Me разобрался, кто ещё из известных современных художников вовлекал зрителей во взаимодействие со своими произведениями, и спросил арт-критика Марию Кравцову, зачем это нужно.
Аллан Капроу
1927 — 2006, США
Энвайронмент, хэппенинг
Одним из первых художников, предложивших стереть границы между произведением искусства и зрителем, был Аллан Капроу — автор термина «хэппенинг». Этот жанр появился почти одновременно с перформансом, но, в отличие от последнего, хэппенинг предполагает вовлечение зрителей и не имеет такого продуманного сценария. Одним из первых хэппенингов принято считать работу Капроу 18 Happenings in 6 parts, которая была представлена в 1959 году в Нью-Йорке. Капроу хотел стереть границу между зрителем и актёром или художником и разрушить «четвёртую стену» между сценой и публикой.
Хэппенинги Капроу быстро привлекли внимание зрителей и художников того времени (в них участвовали Клас Олденбург и Роберт Раушенберг), и в 1966 году он сформулировал принципы создания хэппенинга в работе How to Make a Happening. В этом произведении Капроу призывал забыть о традиционных жанрах и попытаться создать что-то принципиально новое, черпая вдохновение из реальной жизни — эти принципы были приняты многими послевоенными художниками, пытающимися по-новому посмотреть на современное искусство.
Мария Кравцова
Шеф-редактор раздела «Процесс» artguide.ru и шеф-редактор российской версии Garage Magazine
Начиная с 1960-х годов художники, причём прежде всего художники движения Fluxus, всё чаще вовлекали зрителей в соучастие. Более того, для деятелей Fluxus взаимодействие с публикой стало постоянной составляющей художественной практики. На протяжении 1960-х и 1970-х зритель из пассивного наблюдателя постепенно превращался в активного участника художественного процесса. Причём нередко участника, который имеет возможность принимать важные (как для творческого акта, так и для самого художника) решения, радикально влиять на произведение. В качестве примера приведу акцию Марины Абрамович «Ритм 0», во время которой зрителю была предоставлена гипотетическая возможность оборвать жизнь художницы.
Новый этап вовлечения зрителя в художественный процесс пришёлся на 1990-е годы, и, говоря об этом времени, чаще всего вспоминают практики художника Рикрита Тиравания и теоретические обоснования этих и подобных практик французским критиком и куратором Николя Буррио. В своей статье «Эстетика взаимодействия» Буррио не только обобщил опыты по вовлечению зрителя в практике художников нескольких поколений, но и сформулировал, чем практика, получившая название «эстетика взаимодействия», отличается от практик предыдущих десятилетий.
Авторы 1960-х и 1970-х годов прежде всего работали с проблематикой определения того, что такое искусство и отдельно — с расширением границ искусства. Деятельность современных авторов разворачивается в социальном, а не чисто художественном пространстве и направлено на то, чтобы создать новое пространство коммуникации. Причем, по мнению Николя Буррио, только искусство сегодня является тем местом, где возможно сплочение людей, восстановление разрушенных обществом потребления и современными медиа человеческих связей, появление диалога и интеллектуальной рефлексии.
Йоко Оно
Родилась в 1933 году в Японии
Перформанс, фильм, инсталляция
В 1964 году в Нью-Йорке впервые состоялся знаменитый перформанс Йоко Оно Cut Peace, во время которого каждый зритель мог отрезать кусочек платья художницы. Кроме того, одной из самых известных работ Оно является инсталляция Wish Tree — на некоторых выставках художница устанавливала дерево, на котором каждый желающий мог повесить листок бумаги со своим желанием.
Сегодня Оно использует социальные сети и цифровые технологии для того, чтобы воплощать более масштабные проекты. Например, недавно она заявила, что хочет снять фильм, в котором были бы собраны улыбки всех жителей Земли, и теперь каждый может внести свой вклад в её проект, поставив хэштег #smilesfilm в Instagram или скачав специальное приложение.
Марина Абрамович
Родилась в 1946 году в Сербии
Перформанс
Марина Абрамович экспериментировала с вовлечением зрителя в процесс перформанса почти с самого начала карьеры. Например, в 1974 году впервые состоялся её перформанс «Ритм 0». Художница разложила перед собой 72 предмета (среди которых были, например, цветы, помада, нож и ружьё), и позволила зрителям выбрать один из них для взаимодействия с нею. Шестичасовой перформанс закончился, когда один из посетителей выставки попытался выстрелить в художницу.
Ещё один важный перформанс Абрамович — «В присутствии художника», который проходил в MoMA в 2010 году. Во время выставки в этом нью-йоркском музее все желающие могли посмотреть в глаза художнице, которая проводила в MoMA каждый день.
Франц Вест
1947-2012, Австрия
Скульптура, инсталляция
Ещё один художник, который исследовал взаимодействие искусства со зрителем и роль художника в современном мире, — австриец Франц Вест. Чтобы изменить отношение публики к скульптуре, Вест создавал произведения, которые считались незаконченными без участия зрителей. Именно они придавали произведению окончательную форму, передвигая небольшие бесформенные объекты из папье-маше и гипса — эта серия работ называлась Paßtücke. Кроме того, Вест создавал инсталляции, состоящие из различных предметов мебели, на которых посетители выставки могли сидеть или лежать.
Мария Кравцова
Шеф-редактор раздела «Процесс» artguide.ru и шеф-редактор российской версии Garage Magazine
Если огрублять, то очень многие художники сегодня выполняют довольно нетривиальную и на самом деле сложную роль «совести общества». Часто их деятельность заключается в том, чтобы привлекать внимание занимающей пассивную позицию общественности к вытесненным за пределы её внимания проблемам. И часто в работы, предполагающие взаимодействие со зрителем, лучше всего воплощают эту сложную, но необходимую современному обществу деятельность.
Что взаимодействие даёт зрителю? Зритель начинает лучше понимать механизмы не только создания современного искусства, но и функционирования современного общества, экономики и политики, а также получает новые знания и обретает новый психологический опыт. Здесь опять можно вспомнить Марину Абрамович и её проект «В присутствии художника», который стал для многих участников значимым жизненным опытом, новой точкой отсчёта.
Замечу, что взаимодействие, как методика работы со зрителем, давно усвоена музейной и образовательной сферами. Если раньше музейное пространство было сакрализировано, то сегодня зрителю всё чаще предлагается повзаимодействовать с экспонатами, понять, как что устроено и каким образом тот или иной предмет бытовал в эпоху его создания. Для многих это становится важным образовательным опытом, который помогает человеку прочувствовать и понять своё прошлое, а через него и настоящее.
Феликс Гонзалес-Торрес
1957-1996, США
Скульптура, инсталляция
В отличие от многих предшественников, занимавшихся хэппенингами и перформансами, американский художник Феликс Гонзалес-Торрес использовал минимум средств и усилий, чтобы вовлечь публику во взаимодействие с работой — он делал простые скульптуры и инсталляции из бумаги, лампочек и даже конфет.
Одна из самых известных работ Гонзалеса-Торреса — произведение Placebo 1991 года. Художник создал её после смерти своего любовника: его работа представляла собой прямоугольник, выложенный из леденцов, которые весили столько же, сколько и покойный, и каждый зритель мог съесть один леденец. Художник не раз использовал этот метод: он создавал скульптуры простой формы (например, представляющие собой стопку бумаги), и предлагал посетителям выставки разобрать их.
Риркрит Тиравания
Родился в 1961 году в Аргентине
Инсталляция, перформанс
В начале 90-х французский куратор и критик Николя Буррио ввёл термин relational art. Им обозначалось искусство, которое исследовало человеческие взаимоотношения, возникающие в результате соприкосновения с произведением искусства.
Одним из самых известных художников этого направления является Риркрит Тиравания, который стремится объединять людей с помощью своих работ. Художник часто устраивает перформансы, которые переносят повседневные занятия людей в пространство галереи. Например, в 1990 году по его инициативе нью-йоркская Paula Allen Gallery была превращена в большую кухню, где на протяжении всей выставки художник и посетители готовили и ели тайскую еду. Этот перформанс прославил Тираванию, и на протяжении многих лет он воспроизводил эту работу в разных галереях мира, объединяя посетителей выставок с помощью традиций родного для художника Таиланда.
Карстен Хёллер
Родился в 1961 году в Бельгии
Инсталляция
Ещё один известный художник, которого Николя Буррио относил к «искусству отношений» — это Карстен Хёллер. Хёллер строит масштабные инсталляции, приглашающие зрителя ко взаимодействию с ними. Одна из самых известных его работ — это горки, которые художник возводил в самых известных музеях мира.
Свои работы Хёллер называет «инструментами сомнения» — взаимодействие с ними вызывает у зрителей различные эмоции и ощущения (например, головокружение во время спуска со спиралевидной горки), без которых художник считает свои произведения неполными.
Олафур Элиассон
Родился в 1967 году в Дании
Инсталляция
Для воплощения своего проекта The Weather Project художник Олафур Элиассон преобразовал огромный турбинный холл Tate Modern: в нём висело огромное «солнце», сделанное из сотен ламп, а «погода» в зале постоянно менялась из-за увлажнителей воздуха, размещенных художником. К потолку пространства было прикреплено огромное зеркало, в котором зрители видели свои тени, так что, передвигаясь, они могли менять «рисунок» созданной Элиассоном инсталляции. Кроме того, в 2009 году по его проекту на пруду в Bard College был построен The Parliament of Reality — маленький остров, на котором студенты могли общаться, выступать и проводить дебаты.
Тино Сегал
Родился в 1976 году в Великобритании
Ситуация
Тино Сегал, получивший в этом году «Золотого льва» на Венецианской биеннале, называет свои произведения «ситуациями». С помощью волонтёров (или «интерпретаторов», как их называет сам Сегал), он ставит в выставочном пространстве сцены, представляющие собой синтез перформанса, танца и других жанров.
В этом году художник номинирован на британскую премию в области современного искусства Turner Prize за работу These Assosiations, которая была показана на Documenta 13 и в турбинном зале Tate Modern. Посетитель выставки попадает в пространство, где встречает «переводчиков», которые спрашивают его мнение о свободном рынке, а затем переводят разговор от общих тем к вопросам о личных страхах и мыслях о будущем.
Дэвид Шригли
Родился в 1968 году в Великобритании
Рисунок и инсталляция
Британский художник Дэвид Шригли, который известен благодаря своим простым и ироничным рисункам, был номинирован на Turner Prize за нетипичную для него работу — скульптуру Life Model. Однако самое важное в его работе — это не скульптура, изображающая непропорционального обнажённого человека, напоминающего людей на рисунках Шригли, а то, что вокруг скульптуры расставлены мольберты и положены карандаши и листы бумаги, и каждый посетитель может нарисовать «модель», созданную Шригли. При этом стены зала постепенно заполняются работами зрителей. Их произведения становятся важной частью инсталляции.
фотографии via flickr.com/sixteen-miles, flickr.com/victoriapeckham,
flickr.com/wonderferret, flickr.com/cornerhousemanchester
Комментарии
Подписаться