Списки5 молодых российских иллюстраторов
Специалисты о взгляде на индустрию изнутри
Текст
Даша Абрамова
Look At Me уже разговаривал с автомобильными дизайнерами, дизайнерами мебели и интерьеров в России, которые рассказали нам об особенностях и специфике своей работы: о плюсах и минусах, сложностях с материалами, о недопониманиях с заказчиками и несовершенстве образовательной системы, о радостях успеха на новом рынке. На этот раз наши герои — молодые иллюстраторы, поделившиеся с нами своим опытом и советами начинающим специалистам.
«Работа дизайнера-фрилансера в России сегодня мало отличается от работы в любой другой стране — возможность удалённой работы у всех одинаковая. Есть множество способов показать то, что ты делаешь, тем, кто в этом заинтересован. Я не могу сказать, что моя работа с зарубежными и российскими заказчиками сильно различается. Гораздо важнее выбирать правильные проекты и не кидаться на всё подряд (если, конечно, есть возможность выбора), но это приходит со временем. В целом ситуация с российскими заказчиками постепенно улучшается: очень радует, когда изначально обращаются люди с хорошими идеями и чётким видением своего проекта.
«Свой» стиль работы — это сложный вопрос. С одной стороны, для иллюстратора это хорошо — упрощает и ускоряет работу, заказчик всегда знает, какого результата ждать, и т. д. Но лично для меня работа в едином стиле или технике — большое ограничение. В этом смысле графический дизайн для меня значительно привлекательнее иллюстрации: ты можешь выбирать визуальный язык и средства выражения, которые больше соответствуют данной задаче. Хотя я не вижу в наличии собственного стиля ничего плохого — если человеку комфортно так работать, оно и к лучшему. Множество иллюстраторов не меняют стиль годами, и им прекрасно удаётся находить средства выражения в его рамках.
То же самое можно сказать и о «трендовости»: если это ваше внутреннее ощущение и видение, то это здорово, а если человек сознательно подстраивается под тренды — это его выбор. Обычно это происходит на начальных стадиях, когда ты ещё находишься в поиске стиля и собственного визуального языка. Вообще, многие проблемы со временем отпадают сами собой. Если поначалу мне приходилось работать с людьми, которым просто нужен дизайнер, то сейчас — с людьми, которым нужен, как дизайнер, именно ты, а это многое меняет.
Свои идеи надо отстаивать, если вы чувствуете, что правы. Если просто лень переделывать — это, конечно, не вариант. Если что-то идёт вразрез с вашими моральными убеждениями — значит, вы изначально взялись не за тот проект (а это обычно можно понять ещё до начала работы). Если вы можете внятно объяснить свою позицию, то, как правило, к этому прислушаются. Ну и, конечно, у каждого бывают ошибки, это нормально. Главное, вовремя отличить их от «отстаивания идей». Своё мнение иметь важно и нужно, но, для того чтобы с ним действительно считались, придётся много работать. И вообще надо много работать, без разделения на коммерческие и некоммерческие проекты. Там часто можно гораздо шире развернуться, — это отличная платформа для создания новых рабочих контактов и тренировка собственной ответственности».
«Иллюстрация и иллюстрирование — слова, обозначающие графическую передачу текста, темы. Не каждая картинка является иллюстрацией. Проблема сочетания картинки и текста является основной задачей художника. По сути это и есть его работа. Иллюстрация плотно связана с текстом, идеей. Для себя важно определить, доминирует ли текст или мы можем поспорить с автором, выразить своё мнение через картинку. Конечно, быть умным и интересным иллюстратором хорошо, но не надо забывать про графическую составляющую.
Я за классическое академическое образование. Особенно за анатомию, историю искусств, цветоведение и практику рисунка. Даже если вы хотите рисовать примитивизм, абстракцию и так далее, будьте честны перед собой и людьми; делайте, потому что вы понимаете это и знаете пути альтернативы.
Иллюстрация для «Секрета Фирмы»
А свой стиль найти очень легко: честно признайтесь себе, что вам нравится. Это и будет вашей темой, идеей и стилем, если хотите. Модной иллюстрация быть не может. Она либо хорошая, умная, интересная, либо нет. Если вы уверены в своей теме и стиле и знаете, о чём говорите, то это хорошо.
В плане споров с заказчиком — решать только вам. Это действие исключительно вашей воли. Либо вы не сгибаетесь и в конце концов остаётесь ни с чем, кроме своего самоуважения, либо вы принимаете заказ, получаете положенное вам, а картинки прячете на жёстком диске и не постите их на беханс.
Мы живём в России и работаем в основном с нашими заказчиками, и это основная тема для споров о стилях и темах. На самом деле Россия очень классная. Наше искусство развивалось естественным образом, как и искусство любой другой страны. Я часто слышу, что в любой исторический момент на нашу культуру влияли соседи, войны и история (от Византии до США), но ведь ни одна страна не развивалась без вмешательства. Это естественно! Но всё же любая культура имеет свои отличительные черты. И мы живём в России именно сейчас. Все россияне без исключения делают «лицо» нашей культуры, поэтому давайте сделаем российскую иллюстрацию сами».
«Спрос на иллюстрации есть всегда, важно понимать, что не бывает «модного» или «немодного» стиля, главное — какую мысль иллюстратор хочет донести до зрителя, и насколько хорошо ему это удаётся выбранными средствами. 90 % самой иллюстрации — это идея, заложенная в работу, то, как она раскрывается, насколько интересно, и 10 % — это техника, в которой иллюстрация выполнена. Проблема в том, что некоторые начинающие иллюстраторы не уделяют внимания изучению академической школы. Совершенно не обязательно учиться четыре-пять-шесть лет в художественном училище или институте, но иметь представление об основах рисунка, живописи и композиции необходимо. Видеть и понимать форму, знать пропорции человека, иметь базовые знания в области пластической анатомии. Без этих знаний на одной только интуиции невозможно правильно сделать стилизованное изображение, независимо от того, в каком стиле вы хотите это сделать. Важно также понимание цвета и композиции, всё это необходимо, чтобы наиболее ясно изложить свою мысль в иллюстрации.
Основная проблема в том, что некоторые заказчики не понимают: делать иллюстрации — это работа, за которую нужно платить деньги в соответствии со сложностью задачи. Не все это понимают и хотят, чтобы иллюстратор работал если не совсем бесплатно, то как можно меньше брал за свою работу. Тем не менее почти всегда найдётся тот, кто предложит свои иллюстрации за меньшие деньги. Отсюда вытекает вторая проблема, потому как дешевле — в подавляющем большинстве случаев менее качественно, отсюда такое количество откровенно безвкусных иллюстраций. Но здесь скорее дело в арт-директорах, отвечающих за отбор иллюстраторов для проектов, а точнее в их отсутствии, потому как человек, далёкий от искусства, охотнее выберет иллюстратора, который меньше всего попросит за свои работы. И очень часто это технически довольно проработанные, выполненные с определённым усердием работы, яркие по цветам и приторно радостные (если мы, допустим, говорим о детской иллюстрации), что, несомненно, подкупает неискушённого зрителя. А это уже проблема художников, ограниченных какими-то своими представлениями, довольно узкими, нежелание развиваться в своей области».
«Индустрии как таковой в России не существует, а профессия иллюстратора всерьёз чаще всего не воспринимается. Самое отвратительное — это отсутствие и капли уважения к нам со стороны заказчиков. Мало кто обращается к нам за иллюстрациями, выполненными качественно и в уникальном стиле, как к профессионалам, знающим своё дело, включающее помимо умения рисовать ещё и интеллектуальную работу.
Мне не раз говорили что-то вроде: «Все отлично, мы сейчас отправим тому-то и тому-то на ещё одно утверждение, но вы не забудьте, что вы ещё завтра должны быть на связи, потому что будут правки, ведь так не может быть, чтобы без правок!». Иными словами, в мозгу русского человека почему-то упрямо засело, что правки — это неотъемлемая часть любого процесса, в противном случае заказчик не будет чувствовать себя важным и нужным.
Зарабатывают иллюстраторы немного. Опять-таки, большинство заказчиков думает, что рисовать — это очень легко, поэтому плату предлагают до смешного низкую, а при отказе ещё и возмущаются. А о том, что правки, если они возникли не из-за косяка иллюстратора, а в результате безответственности заказчика (ах, забыл, ах, передумал!), нужно оплачивать дополнительно, вообще никто слышать не желает. Аванс? Что это? Нет, не слышали.
В вопросе разнообразия стилей Россия пока отстаёт от Запада лет на десять. В рекламе, чтобы избежать риска, будут использовать проверенные приёмы, и в соперничестве с фотографией у иллюстрации нет шансов. Народ в России в плане развития визуального восприятия в основном всё ещё дикий. Всё новое для него непонятно и, соответственно, волнующе и неприемлемо. Я это говорю не для того, чтобы масло в огонь подлить. Наоборот, мне от этого очень тоскливо, и я надеюсь, что ситуация в будущем изменится.
Важно поддерживать контакт с коллегами, граф-, фэшн-, моушен- и прочими дизайнерами, и людьми других творческих профессий. Но самое главное — наладить отношения с прочими иллюстраторами. Это очень помогает и в работе, и просто в поддержании боевого духа.
Как найти свой стиль? Пробовать. Просто делайте, что нравится, и наберитесь терпения. Я вот учусь, смотря на крутых ребят, своих кумиров. Заимствую стилистические приёмы, в этом нет ничего постыдного, на выходе всё равно получится свой уникальный продукт. Как говорится, всё уже придумано. Так что нужно просто найти новый способ совмещать старые приёмы. Главное, не останавливаться в своём поиске. Потому что когда находишь «свою» нишу, расслабляешься, теряешь бдительность. И начинаешь становиться скучным. Я в себе это всё время замечаю. Вот есть какая-то тема, в которой я чувствую себя безопасно и точно уверена в результате, и я тут же начинаю «штамповать» почти одинаковые картинки. Поэтому важно делать себе challenges, вызовы, пробовать то, что тебе тяжело. Пусть они будут небольшие, эти вызовы, просто чтобы не сбавлять темп и не становиться скучным; не стоит слишком заморачиваться и сразу ставить непосильные (пока) задачи, это, скорее, приведёт к напрасному разочарованию в себе и депрессии. И не сдавайтесь, даже если поначалу не получается».
Книги и издательства, рекомендованные Аней:
Издательства
«Профессия иллюстратора очень маленькая и очень большая одновременно. Я сейчас банальную вещь скажу, но, да, книги в детстве формируют личность, счастье, мир. Книжному дизайнеру и иллюстратору в России не очень-то развернуться. Это моя печаль и боль, и почти проигранная война.
Во-первых, коммерческие директора и издатели ориентируются на то, что продастся в регионах. А там читатель якобы покупает книгу на века, поэтому готов доплачивать за богатый переплёт. Что внутри — неважно.
Во «взрослой» книге происходит много хорошего, есть великий дизайнер Евгений Корнеев, замечательные книги выпускает «Гараж». В детской книге мы скованы по рукам и ногам дурацкими ГОСТами, разработанными ещё в советские времена.
Во-вторых, издателю выгоднее переиздать уже популярную иностранную книгу, чем заказать иллюстрации молодому художнику — это факт. В одном известном издательстве мне предложили издать свою вязаную книгу за рубежом, а потом, если она станет известной, они готовы будут купить её для России (!).
«Наши» книги издаются со скрипом, многолетними уговорами и мучениями. Хотя, издателям удаётся издать жутким образом даже отличные иностранные книги. Вроде никто не заметит. Вот пример: книга польского классика Мирослава Шашека, оригинал и русское издание издательства «Карьера-пресс».
Есть всего несколько отважных донкихотов, которые вопреки всему стараются выпускать книги очень круто: «Самокат», «Розовый жираф», «Клевер».
Мне, как иллюстратору, повезло: сначала я попала на курс к Меламеду, человеку, который вообще-то взял на себя ответственность за образование иллюстратора у нас в стране. К Виктору сейчас ломятся учиться со всей России, потому что его курс — пока, наверное, единственное место у нас, где учат правильным вещам, созвучным времени.
Потом меня приняли в содружество иллюстраторов «Цех» — сообщество совершенно разных прекрасных художников, живущих в России, на Украине, в США, Франции, Португалии, Германии, Нидерландах и Израиле. Молодых, умных и успешных. Они уже сделали больше 20 проектов и выставок, постоянно рисуют для журналов и книг. Вы их точно видели и знаете.
В этом году нас с потрясающей художницей Катей Рондель, русской Sara Fanelli, пригласили преподавать иллюстрацию в Высшую Школу Экономики на факультет дизайна. Мы очень стараемся. А ещё в издательстве «Самокат» скоро выйдут две книги с моими иллюстрациями. Бьянка Питцорно: «Когда мы были маленькими» и А. Ремизов «Петушок».
Комментарии
Подписаться