Views Comments Previous Next Search
Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний — Списки на Look At Me

СпискиКак делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний

6 российских дизайнеров о работе с офисными пространствами

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 1.

материал подготовила
Анна Савина

Look At Me пообщался с 6 дизайнерами, которые делали офисы крупных российских компаний, и расспросил их о том, что нужно знать для проектирования офисов, как обустроить рабочее место и какие типы пространств лучше всего располагают к работе.

Nefa Research

известные проекты: московские офисы BBDO, Saatchi&Saatchi, офис «Афиша-Рамблер» сайт: nefaresearch.com

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 2.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 3.

Дмитрий Овчаров

Nefa Research

«Мы делали интерьеры для многих рекламных агентств и медиакомпаний: «Афиша-Rambler», Saatchi&Saatchi, BBDO, Leo Burnett и других. Нам очень повезло общаться с их представителями, потому что делать для них интерьеры — одно удовольствие, они изначально расположены к тому, чтобы получилось весело и необычно, не как у других. Самое важное в работе над такими проектами — как можно быстрее ухватить некое настроение, некую интенцию, образ, который подошёл бы заказчикам и который они, даже сами того не проговаривая, хотели бы получить в итоге.

Последнее время мы стараемся не превращать офисы в большие «поляны». Даже если мы делаем опенспейс, то разбиваем его на зоны, используем различные группы мебели или какие-то ещё способы деления пространства. Например, сейчас некоторые люди предпочитают работать стоя, и тогда мы делаем рабочие места с такими возможностями. То же касается и переговорных: мы делаем как переговорные большого размера, так и пространства для двух человек, для брейнсторма — такие переговорные есть, например, в Saatchi&Saatchi.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 4.

Творческие организации и технологические компании могут позволить себе больше, они влияют на остальных и ведут их вперёд

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 5.

 

Правда важно учитывать не только тенденции, многое зависит от технического задания, стиля и технологии работы той или иной организации. Иногда технология работы такова, что люди сидят по кабинетам и не должны вообще никак видеть и слышать друг друга. Также существуют определённые нюансы в клиентской политике: допустим, есть какие-то подразделения, куда приходят разные клиенты, и бывает так, что клиенты не должны знать, что за соседней стеной сидят люди, которые работают на конкурентов.

Офисы рекламных агентств и медийных компаний часто задают тон в области офисного проектирования, потому что банки и страховые компании обычно более консервативны и не экспериментируют с интерьерами. Творческие организации и технологические компании могут позволить себе больше, они влияют на остальных и ведут их вперёд. Например, я недавно посмотрел фотографии из офиса Facebook в Силиконовой долине и понял, что это новая мода — делать такой «анонимный дизайн». Там  нет единого дизайна и стиля, в который всё вписывается, а есть некая структура, и люди сами начинают наполнять её, сотрудники тоже участвуют в обустройстве офиса, и это в итоге выстраивается в более живую среду.

Офис «Афиши-Рамблер». Изображение № 6.Офис «Афиши-Рамблер»

 

Недавно мы сделали офис объединённой компании «Афиша-Рамблер» — тогда о присоединении SUP Media было ещё неизвестно. До этого «Рамблер» сидел в одном месте, а «Афиша» — в другом, и мы должны были объединить их и подружить, потому что журналисты и математики с программистами совершенно по-разному мыслят. Мы решили, что, несмотря на то что все интерьеры будут разными, они будут объединены одной идеей: всё будет загадочным и похожим на зазеркалье. «Афиша» всегда представлялась нам структурой, которая всё знает и умеет рассказать людям обо всём, что бы они ни спросили, и мы превратили офис в страну со своими правилами. На всех этажах интерьеры разные. В редакциях, например, мы оформили всё как «коммуналку» с кухням, наклеивали разные обои кусками, поставили старую мебель и т. д. Офис «Рамблера» выглядит совсем по-другому: он находится в мансарде с верхним светом, где более «холодный» интерьер. Мы хотели, чтобы офис напоминал город, архитектуру, потому что у математиков и программистов слово «архитектура» используется довольно часто и подразумевает создание внутренней структуры программы или какого-то девайса. Правда потом пришлось уйти в концепцию палубных надстроек некоего корабля, потому что наши заказчики посчитали, что надо «утеплить» пространство. Кроме того, мы сделали общий чердак с голубями, пространство для больших мероприятий, чтобы объединить всех работников. Ещё мы обустроили переход между двумя частями офиса, чтобы люди с разных этажей ходили, общались и знакомились».

Za bor

известные проекты: офис Badoo в Москве, офисы «Яндекса» в Москве, Петербурге, Киеве и Стамбуле сайт: zabor.net

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 9.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 10.

Арсений Борисенко

za bor

«В первую очередь офисные проекты отличаются большим количеством всевозможных норм. В офисе большое количество людей постоянно находятся вместе, и важно найти удачный баланс между функциональностью и комфортом, который в свою очередь должен быть не расслабляющим, а скорее тонизирующим, «эргономичным». Во главу угла в офисах ставятся функциональные аспекты, например, применяются принципиально другие материалы, более износостойкие, нежели в жилом пространстве, в обстановке используется специальная рабочая эргономичная мебель, применяются светорасчёты для того, чтобы создать качественное освещение, сформировать нормальный звуковой фон и так далее.

Поэтому дизайнер или архитектор, если он занимается офисами, должен разбираться во многих областях, которые являются факультативными для жилых интерьеров — освещение, организация коммуникаций, акустика и так далее.

Знания теории управления, естественно, дизайнеру не нужны, так как сам клиент, составляя ТЗ, решает, как организовать подразделения, как они будут взаимодействовать друг с другом — в каждой компании эти аспекты отличаются. Но архитектор должен быть психологом и понимать, что и как будет влиять на людей, как организовать логику жизни в офисе и так далее.

Офис «Яндекса» в Петербурге. Изображение № 11.Офис «Яндекса» в Петербурге

 

Мне кажется, что самое комфортное пространство для работы — это, конечно, личный кабинет, но, с другой стороны, это очень сильно зависит от личности конкретного человека — вещи, которые мобилизуют одних, других раздражают.

Разные компании требуют разного эмоционального настроя: в банке должно быть тихо, в колл-центрах, наоборот, постоянно присутствует звуковой фон, в офисах IT-компаний обычно есть самые разнообразные рекреационные зоны, потому что у сотрудников ненормированный рабочий день. Например, в офисах «Яндекса», которые мы делали, много комнат для отдыха, потому что в этой компании очень хорошее отношение работодателей к сотрудникам. При этом все офисы отличаются друг от друга, но в них присутствует одинаковый эмоциональный настрой, что проявляется в организации рабочих мест, рекреационных зон и пр.

Мы не ориентируемся на дизайн офисов зарубежных корпораций, у нас собственный графический и пространственный язык, многие клиенты приходят к нам именно за ним. Единственное, что мы стараемся перенимать, — это новые экологические стандарты и новые материалы, которые всё активнее применяются в российской практике».

Fon Bureau

известные проекты: офисы компаний B2B-Center и Lunar HARE сайт: fonbureau.com

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 14.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 15.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 16.

Алексей Дякин
и Кирилл Романюк

Fon Bureau

«Мы всегда старались избегать работы в крупных компаниях: когда приходишь на встречу в башню «Федерация» в «Москва-Сити» и видишь людей в одинаковых костюмах, начинаешь впадать в депрессию. Именно поэтому мы стараемся, чтобы в офисах, которые мы проектируем, сотрудникам было удобно и не было ощущения монотонности, чтобы не казалось, будто ты работаешь на фабрике. Как этого добиться? Нужно думать о комфорте на рабочем месте и давать работникам возможность отдохнуть в пределах офиса. Мы стараемся как-то разнообразить рабочие места, чтобы людям не приходилось менять всё вокруг себя: в спальных районах все одинаковые панельные дома расписаны граффити — люди всегда хотят как-то оформить свою среду обитания, сделать зарубки, и поэтому мы пытаемся сделать так, чтобы не было этого ощущения однообразности ещё и на работе.

Многие считают, что опенспейсы — это неудобно, другие, напротив, выступают за открытую планировку, но всё зависит от специфики компании: обычно заказчик ставит задачу и говорит, как работает коллектив. Директор компании B2B-Center, с которой мы недавно работали, хотел сплотить коллектив, потому что в старом офисе все сотрудники сидели по разным комнатам и по полгода не видели друг друга. Мы сделали опенспейс и зону отдыха, где можно поиграть в пинг-понг, выпить сока или чаю, посидеть, отдохнуть — то есть это место для неформальных встреч, где можно обсудить рабочие вопросы немного в другой атмосфере.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 17.

Мы сами ещё молоды, и поэтому нам обычно помогают такие же молодые фанатики, которые могут запрограммировать какую-то световую инсталляцию, изготовить нестандартную мебель

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 18.

 

Что касается трудностей, то мы сталкиваемся с ними, когда придумываем какие-то нестандартные решения для интерьера — для этого нужны люди, которые могли бы их хорошо исполнить, но таких людей довольно сложно найти. Мы сами ещё молоды, и поэтому нам обычно помогают такие же молодые фанатики, которые могут запрограммировать какую-то световую инсталляцию, изготовить нестандартную мебель. Например, главный эксперимент в офисе B2B-Center — световую инсталляцию — мы делали с ребятами из студии STAIN, которая занимается программированием света.

Офис компании «B2B-Center». Изображение № 19.Офис компании «B2B-Center»

 

Изначально нам было не понятно, как воплотить нашу идею, и мы сделали только фрагмент стены. Потом мы поняли, что нужно собрать стену из 200 пластиковых контейнеров IKEA (они стоят 129 рублей за штуку). Мы собрали мобильную стенку, которая отгораживает ресепшен от зоны гардероба. В каждом контейнере находится светодиодная лента, которая управляется компьютером, и стена может работать в разных режимах — например, можно сделать так, чтобы по ней «ползала» змейка, как в известной игре. Конечно, сотрудники старшего поколения сначала не поняли задумку — их удивило, что в такой серьёзной компании у входа стоит стена из дешёвых коробок, тем не менее большинству людей нравится. Ещё один плюс заключается в том, что и стоимость материалов, и стоимость программирования была невысокой. Бюджет всегда является большим ограничением, потому что большие эксперименты требуют больших вложений.

Ещё один простой и интересный эксперимент в этом проекте — цвет столов. В старом офисе сотрудники сидели за столами тёмного цвета, и нам показалось, что это очень угнетает, поэтому в новом офисе все рабочие поверхности белые. Сначала сотрудникам не понравились эти столы, потому что они требовали от них аккуратности: на них заметны пятна, следы от цветного маникюра и т. д. Однако со временем все привыкли и стали больше следить за чистотой, это небольшое нововведение всех мобилизовало».

FORM

известные проекты: офис центра «Гараж», проекты для выставок «Эшер», «Performance now» и других сайт: formbureau.co.uk

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 23.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 24.

Как делаются офисы «Яндекса», «Гаража», «Афиши» и других
крупных компаний. Изображение № 25.

Ольга Трейвас и Вера Одынь

FORM

«Офис, вне зависимости от специализации компании, в первую очередь должен быть нацелен на продуктивную работу. Весь «дизайн» должен провоцировать людей на занятие любимым делом, самосовершенствование, поиск новых решений и общение.  

Дизайнер должен разбираться во всём: чем лучше ты знаешь специфику компании, тем легче подобрать для её команды оптимальную форму взаимодействия друг с другом. Если офис будет неудобным, люди всё равно сломают твою систему и сядут, как им удобнее. Почему бы тогда с самого начала не уделить функциональному зонированию чуть больше времени? Конечно, работа в опенспейсе может быть продуктивной — правда, мы не любим рабочие бескрайние «поля». Если разбивать опенспейсы переговорными, закрытыми офисами, кафе и чем-то ещё, можно получить уникальную и нескучную рабочую структуру. Также не нужно указывать на специфику компании в дизайне пространства, всё равно она будет сквозить в деталях.

Офис Центра «Гараж». Изображение № 26.Офис Центра «Гараж»

 

Мы начали работать над проектом для «Гаража», когда директор Антон Белов искал временное место для размещения своей команды. Он предложил нам просто помочь разместить столы в заброшенном офисе в южной части здания администрации парка Горького. Всё пространство было забито клетушками офиса сантехнической компании, находившейся тут в 1990-х годах, и энтузиазма не вызывало. Но после изучения исторических материалов удалось выявить интереснейшую структуру и адаптировать её под интересы «Гаража». Мы раскрыли заложенные кирпичной кладкой высокие окна на фасаде, очистили пространство от наслоений 90-х и использовали пространство чердака под антресоли.
Мы не ориентировались ни на какие другие проекты, потому что делали проект для уникальной компании в уникальном здании с уникальным окружением. Нам не нужны были примеры. Структура вышла сама собой.

Мы не считаем, что нужно абсолютно всегда обращаться к профессионалам. Есть прекрасные примеры и без «руки» дизайнера. Что касается бюджета, то, по нашему опыту, можно найти недорогие отделочные материалы, а вот свет и рабочее место должны быть безукоризненными».

  

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются