Списки8 российских дизайнеров игрушек
Как молодым дизайнерам выжить среди масс-маркета
Материал подготовила
Даша Абрамова
Look At Me связался с самыми успешными российскими (и одним белорусским) дизайнерами игрушек и расспросил их о том, с какими сложностями они сталкиваются в производстве, как им удалось отказаться от «обычной» работы ради маленького и сложного бизнеса и почему в России никто не воспринимает производство дизайнерских игрушек всерьёз.
Дизайнерские игрушки Lublinsky
Андрей Люблинский
«Мне всегда нравились игрушки, и до сих пор игрушечные магазины завораживают не меньше, чем в детстве. Интересует практически всё: около пяти лет каждые выходные ходил на барахолку и покупал советские игрушки, кое-что приобретал через интернет-аукционы — собралась неплохая коллекция, много интересного узнавал на профильных форумах. Дизайнерские игрушки тоже попали в поле моего зрения — изучал, собирал, делал сам, знакомился с авторами. В 98-м году тема моего диплома в Мухинском училище называлась «Игра как метод дизайна», а уже в 1999-м я придумал и изготовил первую свою дизайнерскую игрушку. В России, кажется, на тот момент никто ничего подобного не делал. Чуть позже всё это переросло в целый проект, который был показан в Центре современного искусства и архитектуры Färgfabriken в Стокгольме.
Я вернулся домой и, пообщавшись с галереями, быстро понял, что никто со мной работать не хочет, а галеристы считают меня в лучшем случае навязчивым идиотом. В то время как на западе дизайнеры игрушек вовсю сотрудничали с местными арт-институциями, у нас подобное творчество воспринималось, как нонсенс. Ситуация стала очень быстро меняться после 2008 года, и уже вскоре вещи, которые изначально придумывались мной как игрушки, стали расти в размере и украсили собой центральные площади некоторых российских и не только городов.
Пожалуй, одна из главных проблем на сегодняшний день — невозможность изготовления непромышленного тиража. Себестоимость вещи получается космическая, продать её потом просто невозможно, при том что интерес к моему творчеству растёт с каждым днём. Правда появляются новые технологии, которые «развязывают» руки. Например, свой новый проект я печатаю на 3D-принтере, и, надеюсь, совсем скоро покажу его в Питере и Москве».
Плюшевые медведи Annapavlovna
Анна Павловна
«Я изучала дизайн костюма в школе искусств, прежде чем случайно попала на курс к одному известному дизайнеру медведей Тедди. Потом участвовала в различных конкурсах и выставках со своими игрушками, искала вдохновение и свой собственный стиль.
Около 8 лет назад я создала домашнюю студию Annapavlovna, где разрабатываю дизайн будущих игрушек, создаю шаблоны и тестирую их. Все коллекции игрушек я планирую заранее, например, размеры, цветовую гамму и материалы, с которыми собираюсь работать. Я работаю только с натуральными материалами, такими как хлопок, мохер, альпака, древесная шерсть и опилки. И одна из проблем, с которой я сталкиваюсь, — это поиск материалов, в основном заказываю их в зарубежных специализированных интернет-магазинах или на фабриках. В России покупать дорого и неудобно, часто необходимо потратить немало времени и сил, чтобы найти нужное. А так как выбираешь «по картинке», которая часто некачественная, определиться с выбором бывает трудно. Но, к счастью, сейчас ситуация всё же меняется к лучшему, надеюсь, что в скором времени делать заказы будет проще.
Работаю я большей частью с зарубежными заказчиками, многие из них являются коллекционерами игрушек или покупают игрушки для своих детей. На западе медведь Тедди, сова и заяц — популярные игрушки. За последнее время я получила несколько хороших предложений от российских магазинов (например, Paperplane, 52Fridays), некоторые из которых также ориентированы на зарубежную аудиторию».
Деревянные конструкторы Shusha
Василий Перфильев,
Анастасия Щербакова
«Мы — дизайнер и архитектор: я закончила МГХПУ им. Строганова, Василий — МАРХИ. Я работала дизайнером, затем арт-директором в крупном рекламном агентстве. Василий работал архитектором, руководителем архитектурной мастерской. Нам всегда хотелось заняться собственным делом. Всегда завораживали хорошие дизайнерские вещи, и нам, как дизайнерам, было интересно их создавать. Плюс мы ждали ребёнка и погрузились в детскую тему с головой.
Когда мы только начинали, многие говорили, что мы не выдержим конкуренции, искали сходство с игрушками других брендов, уверяли, что в Европе и подавно нам делать нечего. Но мы знали точно: то, что мы делаем — нужный и качественный продукт. У нас есть собственная идея и собственный стиль — это сработало. После участия в крупнейшей европейской выставке в Нюрнберге мы убедились, что нужно продолжать дело.
Сначала мы придумываем идею игрушки, делаем зарисовки на бумаге. Из многих эскизов отбираем лучшие. Затем отрисовываем чертежи на компьютере. Бывает, это происходит очень быстро (как правило, это лучшие игрушки), а бывает — занимаешься несколько месяцев и не добиваешься хорошего результата. Затем производим опытный образец, изучаем его форму, цвет и ведём работу над ошибками. Всегда даём играть в новую игрушку детям, чтобы посмотреть, как она работает — это самый волнительный момент. После исправления всех недочётов и тестирования отдаём игрушку в производство. Производство партии занимает 90 дней. Очень важен стиль графики. Его можно проследить во всех наших игрушках.
Начиная наше дело, мы создали маленький цех в Москве. Начали производить небольшие тиражи. Когда поняли, что нам пора расширяться, стали искать фабрику, которая имеет подходящее оборудование и соответствует всем нашим требованиям. Сейчас в нашем цеху в Москве производятся опытные образцы, а тираж — на лучшей фабрике деревянных игрушек, расположенной в Нингбо (Китай)».
Западные медиа уже не первый год пишут о девушке Santani из России, которая делает «ультрареалистичные» игрушки. Furby-подобные меховые зверьки созданы фанаткой «Лавкрафта», аниме и, возможно, сериала «Игра престолов». Скоро Santani обещает открыть свой собственный магазин на Etsy, а пока продаёт игрушки через группу «ВКонтакте» и один магазин в Москве.
Евгения Пономарёва
«Для нас дизайн игрушек — это способ отвлечься от основного вида деятельности, производства детской одежды. Пофантазировать и превратиться во взрослых детей.
Индустрия игрушек? Можно сказать, что такого понятия в России нет. Проще привезти что-то из Китая и продать, чем придумать и организовать производство в родной стране. Поэтому, если на рынке появляются смельчаки, их практически сразу видно и слышно. Мы с огромным уважением относимся к людям, занимающимся производством качественной продукции в России.
В продажах, как всегда, главный вопрос — цена. Не все люди представляют, сколько времени и денег нужно затратить, чтобы произвести в России что-то качественное, душевное и интересное. Как только такие люди пробуют сами что-то сделать своими руками, вопрос о цене у них отпадает. Последние 20 лет в России на прилавках был в основном дешёвый и сомнительный товар из Китая, поэтому уважение к качественному ручному труду не во всех воспитано одинаково. В Китае тоже могут делать хорошо, как и везде, но за адекватное затратам вознаграждение.
Несмотря на сложности швейного бизнеса, с каждым месяцем растёт число любителей игрушек и одежды OZOZÓ. Радует, что открываются новые магазины нашего формата, например, ponaroshku-store.ru, babyswag.ru, fivekids.ru, kosmonavt-shop.ru и jupon-pantalon.ru. И особенно бодрит тенденция появления таких магазинов не только в Москве и Питере, но и в других городах России».
Мягкие игрушки Fedor и фарфоровые куклы Space Girls
Аня Дружинина
«Fedor Toy появился как продолжение моей большой любви к игрушкам. По образованию я архитектор, но в большей степени меня всегда увлекал дизайн, графика, иллюстрация, а вовсе не градостроительство. Меня всегда очень вдохновляли небанальные русские традиционные узоры, сказки и персонажи наравне с дизайнерскими игрушками скандинавского происхождения.
Все игрушки изначально я делала сама. Отшивала от первого до последнего стежка, искала ткань и лоскуты на одежду для кукол и даже первые коробки вырезала макетным ножом. Сейчас у меня есть помощник, прекрасная швея, которая помогает справляться с наплывом интереса и спроса к моим игрушкам. С недавнего времени в Fedor Toy появилась моя подруга Лиза Смирнова. Мы хотим активно развивать Fedor Toy, делать не только игрушки. Нам интересно работать с новыми материалами, формами, стилями, обмениваться мудбордами и эскизами.
Конечно, можно поставить производство на поток, выбирать дешёвую ткань, отшивать котиков тысячами и договариваться о продаже в первом попавшемся магазине. Но мы так не делаем и делать не будем. Нам важно, чтобы игрушки были приятны на ощупь — поэтому мы делаем их из итальянского хлопка. Нас не привлекает лазерная резка со жжёным краем — поэтому кораблики из дерева вырезаются вручную. Это тоже стоит денег.
К сожалению, российская аудитория пока не готова к таким игрушкам. Все привыкли к антиэстетичному масс-маркету. Покупателю проще прийти в условный «Детский мир» и заплатить за розовую пластмасску. Многим нравятся наши работы, но, узнав, что они стоят не 200 рублей, а 2 000, люди убегают. Хотя этим же вечером они оставляют те же 2 000 рублей за ужин в кафе. Многие пока не умеют выбирать, за что платить».
Деревянные игрушки Fanfan
Наталия Исакова
«К игрушке я подхожу не как к объекту дизайна, а, скорее, как к объекту творчества, любви и заботы. Когда я всерьёз задумалась о выпуске игрушек в свет, я ставила перед собой простую задачу — сделать игрушку, которую хотелось бы подарить собственному ребёнку. Если руководствоваться данным принципом — успеха добиться не так сложно, несмотря на огромную конкуренцию с многочисленными пластмассовыми игрушками. Моя дочь и сегодня служит наиболее важным ориентиром для движения вперёд. И именно благодаря этому и появился Fanfan — наш семейный бренд игрушек. Мы не рассматриваем игрушки как расходный материал взросления. Я очень ясно представляю, что наша игрушка может стать частью семейной истории, передаваться по наследству, нести в себе культурную составляющую, но при этом оставаться вне времени.
С каждым днём работать становится всё проще: исчезают стереотипы, что лучше купить что-то импортное, а не отечественное, что у нас ничего интересного нет. Любого, кто решится делать что-то необычное и интересное, ожидает тёплая встреча и поддержка».
Мягкие игрушки Voronaya
Катя Вороная
«Мне с детства нравилось мастерить, и, когда я повзрослела, то захотела заниматься чем-нибудь подобным, снимать пластилиновые мультфильмы, например. Пошла учиться в Полиграф на художника-графика, но ушла с пятого курса, и у меня появилось много времени, чтобы подумать, чем же наконец заняться. Иллюстрировала детские книжки, нарисовала мультфильм и шила игрушки в подарок друзьям.
Мы не сразу поверили, что из производства игрушек можно построить бизнес, просто решили сделать маленькую партию и попробовать её реализовать. Естественно, никакого своего производства на тот момент не планировалось, а так как объём маленький, то фабрикам мы были не интересны: с тобой даже разговаривать не станут, если шьёшь меньше 1 000 штук. Знакомые ребята, у которых небольшое ателье в Туле, согласились отшить, сделали всё хорошо и почти уложились в сроки.
Основные трудности в том, что ты не можешь сразу отшивать крупные партии, поэтому ты не интересен поставщикам и фабрикам. Если ткань как-то получилось найти, то шить пришлось самим, открыв маленькое производство. Как выяснилось позже, это было правильное решение! Мы можем позволить себе шить любое количество игрушек, выполнять разные заказы, быстро и качественно реализовывать новые идеи. Качеству мы уделяем особое внимание, выбираем безопасные, натуральные материалы и тщательно разрабатываем каждую модель».
Комментарии
Подписаться