Списки6 российских фуд-стилистов
Профессионалы, которые делают еду на фотографиях аппетитной
материал подготовила
Анастасия Николаева
Look At Me продолжает разговаривать с представителями различных профессий. О специфике своей работы уже рассказали молодые иллюстраторы, автомобильные дизайнеры и производители мебели. На этот раз наши герои представляют редкую для России специализацию. Мы попросили известных фуд-стилистов рассказать об индустрии и поделиться опытом с теми, кто любит фотографировать свою еду и хочет делать это красиво.
индустрии фудстилистики в России нет. Есть фотографы, которые снимают еду для ресторанов, книжных издательств, журналов, но нет школ фуд-фотографии, нет литературы, вообще ничего. Только появляются мастер-классы, у заказчиков немного меняется отношение к фотографии: теперь все хотят красиво и как на картинках из западных блогов и сайтов.
Я училась методом проб и ошибок, читала книги на иностранных языках, смотрела зарубежные блоги. Сначала это было просто увлечением — я фотографировала, выкладывала фото и рецепты в социальные сети. Моим читателям нравилось, так и стали поступать заказы из интернета. Сейчас часто обращаются по рекомендациям тех, кому я уже что-то снимала. Много клиентов из Instagram.
В России есть проблемы с красивой посудой и аксессуарами для съемки, я все привожу из заграничных поездок. С продуктами более-менее хорошо. Зелень для фуд-съемки лучше покупать в горшочках, много красивой рыбы — дорадо или форель, есть «бейби» картофель, который очень круто смотрится на фото. Нужно просто искать. Например, чтобы сделать один кадр, нужно за картошкой съездить на Дорогомиловский рынок, за зеленью и ягодами — в «Метро», за посудой — в «Зару Хоум», в «Стокман» — за текстилем и за приборами — в «Уютер».
Я фанат еды, для меня неприемлемо
ее портить, а уж тем более выкидывать
Я за естественность в фуд-фотографии: все, что на картинке, должно быть не просто красивым, но еще и вкусным. Приятнее сфотографировать еду и потом съесть, а не выкидывать. Мне вообще странны и непонятны все эти страшилки типа использования клея, глицерина, моющих средств и прочей ерунды при съемке еды. Зачем что-то делать, когда мясо, овощи, фрукты – это наслаждение не только для желудка, но и для глаз. Я фанат еды, для меня неприемлемо ее портить, а уж тем более выкидывать. Нет некрасивых или нефотогеничных продуктов: если у фотографа не получается красиво снять еду, дело в нем, а не в еде.
Я делаю пять порций — если не получится добиться картинки с первой попытки, у меня останется еще четыре. Самое главное – снимать при естественном свете, окно вам в помощь. Отражатели или просто лист белой бумаги помогут придать еде сияние и приятный блеск. Курицу можно смазать оливковым маслом после того, как достали из духовки, фрукты и овощи — сбрызнуть водой. Прикрыть что-то не очень красивое можно лимоном или зеленью (так часто бывает с рыбой). Суп-пюре лучше фотографировать сверху, украшать чем-то, чтобы не выглядело плоско. Для этого можно использовать зелень, специи, крутоны, сливки, грибы и бекон. Салаты лучше фотографировать, не смешивая ингредиенты в кашу, а выкладывать все составляющие в тарелку, аккуратно полив сверху маслом или заправкой. Сверху салата лучше выкладывать более фотогеничные продукты – помидоры «Черри» или креветки. Мясо всегда выигрышно выглядит со специями, например, паприкой или красным перцем горошком. Обязательно должна быть корочка, аппетитная и хрустящая. Если, например, нужно сфотографировать суфле, которое через 5 минут после того, как вы его достанете из духовки, опадает, нужно просто включить пятую скорость и снять все быстро, за пять минут.
Про конкуренцию мне сложно говорить. Лично мне заказов хватает, но вот платить за работу фуд-стилиста и фотографа у нас пока не очень хотят. Нет политики ценообразования: кто во сколько оценит час своей работы, столько и стоит. Каждый второй заказчик спрашивает меня о скидках, очень много заказов на так называемой бартерной основе: от тебя фото, от заказчика — продукт, который ты фотографируешь. Увлечение фуд-фото — не из дешевых! Я имею в виду посуду, которую все время нужно обновлять, приборы, фоны, тряпочки, салфеточки и, конечно, же продукты. В общем, кадр с красивой едой — это затраченные финансы, работа стилиста, креатив и вкус.
Понятие «индустрия фудстилистики» в нашей стране — это громко сказано. Есть рекламная индустрия, а фудстилистика — это её часть. Производители и рекламщики упорно видят в наших согражданах людей недалеких и не способных оценить красоту еды. Они боятся, что их продукцию не купят, так как испугаются слишком красивой картинки, просят упростить, заранее ограничивают и разграничивают. Недорогой продукт = средненькая картинка. А зря! Можно и простую еду сделать красиво и дорого.
Конкуренция в этой сфере есть. Не огромная, но ощутимая. Это следствие засилья псевдоспециалистов и стремления клиента купить за три копейки. Правда потом все становится ясно, и клиент приходит за качеством. Профессионалов по пальцам одной руки можно пересчитать, но это нормально: фудстилистике нигде не учат. В профессию попадают либо повара, либо фотографы. Есть курсы в фотошколах, но это лишь ознакомительная часть — нужно доходить до многого самому.
Я начинал с работы в кулинарном журнале «Гастрономъ» (в его лучшие годы). Сначала я занимался кулинарной школой, а потом стал редактором отдела рецептов. Там я познакомился с фотографом Иваном Фроловым. Мы почувствовали, что нам комфортно работается, и создали свою фотостудию foodstudio.ru.
Зрение обмануть легко, но на подсознательном уровне фальшь ощущается, поэтому работа начинается с кропотливого
и бережного отношения к продукту
Фудстилистика в России отличается от западной тем, как производители питания ставят задачу перед агентствами, а они, разрабатывая креативную часть, дают бриф фуд-стилисту. Даже небогатые заказчики на западе делают простую еду по высшему разряду, чтобы быть конкурентноспособными, — зачем тратить деньги на производство, если на выходе получить очень средний результат? У нас же эта ситуация напоминает змею, кусающую себя за хвост. Плохая реклама не воспитывает вкусы людей, а они, в свою очередь, не становятся потребителями с более высокими запросами.
Инжир, красный лук, капуста, виноград, сливы, свекла и персики.
Не могу сказать, что полностью избегаю некоторых хитростей в своем деле, но я всегда за натуральность. Зрение обмануть легко, но на подсознательном уровне фальшь ощущается, поэтому работа начинается с кропотливого и бережного отношения к продукту. Все уловки с химией и бутафорией часто нужны в видеорекламе. Из-за огромного количества осветительных приборов и осветителей приходится все брызгать, мазать, клеить, чтобы продукты подольше оставались свежими.
Самое главное — найти общий язык с фотографом, работать вместе на один результат. Нужна скорость и отточенность действий. Если фотограф из разряда псевдоспециалистов, то он может так криво выставить свет, что все старания фуд-стилиста просто не будут заметны. Но если у вас сложился профессиональный взгляд на картинку, то дело в шляпе. Даже самая простая картошка может стать арт-объектом. Нужно проникнуться продуктом, разглядеть в нем что-то и показать эту красоту. Качество продуктов и их свежесть — это самый большой секрет. Природа — лучший фуд-стилист.
Говорить об индустрии фудстилистики в России я бы не стала. Индустрия предполагает наличие технологий и школы, а мы пока на кустарном уровне, конкуренция очень условная. Все фуд-стилисты, которых я знаю, пришли в профессию из разных областей. Я начала работать в этой сфере случайно. Мой муж решил стать фотографом, и мы подумали, что я могла бы быть его ассистентом. Первый заказ, который удалось получить, был от журнала «Гастрономъ».
Есть две разные профессии. Одних специалистов нанимают рестораны, чтобы вместе с шефом разработать подачу блюда, делая его более привлекательным и вкусным. Вторые работают с фото и видео и часто в результате манипуляций с продуктами питания делают их непригодными для употребления в пищу. Я отношусь ко вторым. Я спокойно отношусь к сбрызгиванию продуктов глицерином, лаком для волос, акрилом и т.д. Это не значит, что эти действия нужны всегда, но бывают условия съемки, когда это необходимо.
Нужно уметь понимать язык дизайнеров
и рекламщиков, работать в команде
Стилисту в области фуд-фотографии (я думаю, что так точнее назвать то, чем я занимаюсь) нужно хотя бы немного разбираться в фотографии: как работает свет, что такое тень, как видят разные объективы, что такое глубины резкости. Нужно уметь понимать язык дизайнеров и рекламщиков, работать в команде. Это касается и собственно фотографа, который может испортить всю мою работу одним движением пальца.
У меня два образования — художественное и поварское. Но в рисовании меня всегда смущала длительность процесса, а в поварском деле не нравилась коллективность, ведь на кухне у всех людей свой ритм, и нужно вечно кого-то подгонять, значит, результат не всегда будет гарантированно превосходным. Я успел поработать шеф-поваром в России и за рубежом: в Ирландии, в Голландии и в других странах — но в какой-то момент мне захотелось двигаться дальше. Соединил два дела, которые получаются у меня лучше всего, и стал мастером в этом сочетании. Мне нравится, что фуд-фотография — это только мое творчество, я могу контролировать весь процесс — от идеи до результата.
Индустрии фуд-стилистики в России не существует, это очень узкое направление. Неразвитость сферы, конечно, напрямую связана с отсутствием специализированного образования. Если знания и передаются, то только на уровне мастер-классов. Хуже всего, когда фуд-стайлингу начинают учить в фотошколах люди, которые к нему не относятся. Просто берут фотографирование продуктов с точки зрения, например, предметной фотосъемки. Это большая ошибка. Фуд-стилистика – это самостоятельное, сложное, очень тонкое направление с множеством нюансов. Для того, чтобы эффектно, красиво и соблазнительно снять еду, надо чувствовать суть продуктов, знать стилистику и мыслить концептуально, понимать, какой результат будет от твоей работы с точки зрения имиджа и маркетинга. На таком уровне мало кто подходит к вопросу.
Я рассчитываю весь процесс приготовления, учитывая нюансы: плотность пенки, текстуру топинга, свойства ягод
Для фотографирования я использую только натуральные продукты, к сомнительным искусственным способам не прибегаю. Просто я умею готовить, и этим все сказано. У меня есть соответствующее образование, опыт и огромная любовь к кулинарии, к самим продуктам. Фуд-стайлинг — это не просто поставить свет и нажать на кнопку. Это прежде всего подготовка. К примеру, для фотографии кофе необходимо, чтобы перед съемкой готового напитка уже все было настроено, выверено. Я рассчитываю весь процесс приготовления, учитывая нюансы: плотность пенки, текстуру топинга, свойства ягод. Плюс я тесно работаю с бариста, рассказываю все этапы создания напитка, чтобы продукт выглядел эффектнее и сохранялся дольше. Так что главный совет — это тщательная подготовка. А второй — все ингредиенты добавляются поэтапно. Так они будут считываться и выглядеть аппетитно. Важно, как продукт составлен, бывает, что ягоды смешиваются с топингом и становятся вообще нечитаемыми.
Есть многосложные блюда, где нужно больше времени на подготовку и компоновку, и менее сложные. Например, супы и салаты — многосложные, потому что в них много ингредиентов, которые должны быть различимы, притягательны сами по себе и гармонировать все вместе. А, например, десерты и выпечка — это менее сложные, ведь это готовый продукт, для которого, в принципе, достаточно правильно поставить свет и найти правильный угол. Но все зависит от самого продукта и его качества. Что не заметно для человеческого глаза, часто выявляет объектив.
Лина Кузнецова
Секрет свежей и красивой еды на фотографии в том, что она на самом деле свежая и красивая. Все блюда снимаются сразу после приготовления: кофе снимается в первые пару минут, как и мороженое, потому что красивая фактура шарика держится очень недолго. Десерты и салаты не лежат по два дня в холодильнике. Каждый листик зелени и каждая ягода выбираются отдельно. Я уже привыкла очень тщательно выбирать продукты, а некоторую зелень и вовсе стала выращивать дома: лист только что сорванной мяты на фотографии выглядит восхитительно.
Для меня очень важную роль играет цель съемки: для ресторана, для рекламы, для журнала или для собственного инстаграма. При съемке в ресторанах очень важно сохранить подачу блюда, нельзя добавлять или убирать ингредиенты, поэтому приходится составлять и наполнять кадр, не изменяя само блюдо. А вот для рекламы свободы уже значительно больше, там ты сам решаешь, как будет выглядеть еда и что вообще будет в кадре. В инстаграме все еще проще: чаще всего я снимаю ту еду, которую ем или готовлю для друзей.
Я не люблю готовить, на самом деле, только десерты иногда. Не думаю, что это необходимость
Я не люблю готовить, на самом деле, только десерты иногда. Не думаю, что это необходимость, если, конечно, вы не хотите быть фуд-блогером именно с рецептами, а не только с фотографиями. Мне всегда был больше интересен финальный вид блюда, чем процесс его приготовления. Наверное, для фуд-фотографии, как и для предметной съемки в целом, важно иметь хорошее воображение, чтобы представлять кадр еще до начала съемки.
Есть фуд-стилисты, которые уже очень много лет работают на съемках рекламы, упаковок и прочего, — Ольга Лобова, Варвара Варавва, Наталья Агладзе и т.д. Но в западных странах, где уже много лет в учебных заведениях существуют курсы по фудстайлингу, и фуд-стилистов в целом намного больше. В России все знания приобретаются либо на практике, либо при помощи классов иностранных коллег и чтения соответствующих книг.
Если использовать самые свежие и красивые продукты и правильно их готовить, то блюдо будет отлично выглядеть и без каких-то уловок. Каждое блюдо имеет свои нюансы в подготовке к съемке, так как это могут разные типы термической обработки: вареное, жареное, мороженое, сырое — это принципиально разные продукты и виды блюд.
При работе с супами важно добиться того, чтобы все компоненты не утонули и были видны, но в то же время чтобы суп по густоте не напоминал кашу. Десерты должны держать форму и не таять. Выпечка должна быть румяной, но не пережаренной. Салаты должны сохранить свежесть и объем. Мясо, печеное, жареное, можно аккуратно смазывать маслом для дополнительного блеска. Зелень хорошо хранить в холодной воде или обернутой в салфетку, смоченную водой. Пасту лучше немного недоваривать, чтобы она не слипалась, и слегка поливать оливковым маслом для блеска.
Комментарии
Подписаться