Views Comments Previous Next Search
Художник Констант Дулларт
о будущем интернета — Манифест на Look At Me

Манифест

Художник Констант Дулларт
о будущем интернета

Дулларт рассказал Look At Me о том, как изменилось искусство с появлением интернета и почему нужно уметь программировать

Вчера в Политехническом музее открылась выставка «Мифология Online», на которой собраны произведения молодых художников, работающих с новыми технологиями и исследующих интернет-проблематику.

Материал подготовила: Анна Савина

Фото: Рудольф Тер-Оганезов

 

Один из самых знаменитых и опытных участников выставки, голландский художник Констант Дулларт, поделился с Look At Me своими мыслями о будущем интернета, величии PirateBay и «ВКонтакте» и новых способах распространения современного искусства.

 

 

 

 

Интернет начинался с того, что люди делали все самостоятельно: придумывали свои сервисы, налаживали контакты с людьми из других стран, писали какие-то программы. Это все создавали ученые и энтузиасты, которые задумывали что-то, что может быть доделано другими пользователями, посыл заключался в том, что интернет — это медиа, которое мы делаем сами. Сейчас эта идея рукотворности перестает быть важной, потому что все уже к ней привыкли, и, кроме того, интернет начинают осваивать уже и властные структуры. И это даже не государственные сайты, а корпорации. Когда запускался YouTube, многие думали: «Окей, YouTube не так уж хорош, может, появится что-то еще?» А сейчас это гигант рынка, и кажется, что он существует уже двадцать лет, хотя на самом деле прошло только семь лет, может быть, восемь, но все равно — это возраст совсем маленького ребенка, а компания доминирует в целом секторе рынка.

В будущем люди будут и дальше потреблять то, что уже существует, потому что чаще всего они не могут изменить ситуацию в глобальном плане. Совсем недавно я был в Китае, и это давление там особенно ощущается, потому что интернет регулируется государством, — и я знаю, что в России тоже пытаются контролировать интернет, и США делает это на протяжении многих лет. Мы всегда должны помнить о таких вещах, потому что интернет — это медиа, которое является самым важным в нашем мире и которое меняет образ жизни всех людей, живущих на Земле. Я уверен, что мы должны всегда бороться против того, что кто-то заботится о нас, а мы только пользуемся этими очень простыми сервисами. Конечно, это очень удобно, но получается, что ты можешь проявлять очень мало инициативы в том, как ты представляешь себя в интернете, и в том, как ты можешь регулировать свою приватность.


 

Trui, Constant Dullaart 2012. Изображение № 1.Trui, Constant Dullaart 2012

 

Сейчас, к сожалению, компании принимают все больше решений в коммерческих целях, а не ради идеологии или потребностей пользователя. Мне кажется, эта тенденция тоже будет развиваться, и будет расти пропасть между людьми, которые занимаются технологиями, и теми, кто их потребляет. Это заметно уже сейчас: простые пользователи умеют обращаться со всеми технологиями, но совсем ничего не знают о них. Интернет меняют огромные компании, как Google и Facebook, а последняя пытается пропустить всю информацию через себя, и, мне кажется, это очень плохо, но это уже случилось.

 

 

Terms of Service, Constant Dullaart 2012. Изображение № 2.Terms of Service, Constant Dullaart 2012

 

Интернет — это медиа, которое
является самым важным в нашем мире
и которое меняет образ жизни всех людей, живущих на Земле

 

 

 

Честно говоря, мне вообще сложно смотреть в будущее с оптимизмом, хотя русская сеть «ВКонтакте» кажется чем-то новым, там другая система присвоения, и это дает больше ощущения свободного пространства. Сейчас я пытаюсь узнать больше о том, как это работает. Мне кажутся очень любопытными отношения Дурова и властей и то, как они все время хотят судить за пиратство. Например, то, что делали люди с PirateBay, должно быть в музеях, в коллекциях. Это важная часть история современности — то, как меняется отношение к информации, что такое копирование, что такое авторские права и т.п. PirateBay пытались поменять мнение американцев о собственности — эти люди придумали все заново и оказали огромное влияние на современность. Недавно, когда их начали атаковать правообладатели, они заявили, что разместят серверы на беспилотных самолетах. Это абсурд, но меня очень захватывает сама идея, жест, то, что они говорят: «Мы будем бороться с системой, потому что она — совсем не то, что нужно людям». Это очень-очень важно, и мне кажется, что это противостояние будет становиться все более радикальным. И мы опять возвращаемся к тому, что в этом будущем мире люди с техническим образованием все равно смогут программировать так, как им хочется, и, возможно, появится новое технократическое руководство.

 

 

Художник Констант Дулларт
о будущем интернета. Изображение № 3.

ИНТЕРНЕТ — ЭТО
МЕСТО, В КОТОРОМ
ХУДОЖНИКИ МОГУТ
БЫТЬ НАМНОГО СВОБОДНЕЕ
Untitledinternet.com, Constant Dullaart 2012. Изображение № 4.Untitledinternet.com, Constant Dullaart 2012
 

Художники, работающие с интернет-проблематикой, используют очень много методов: они делают перформансы, сайты, многие придумывают нечто, связанное с самоидентификацией в интернете, кто-то пытается навредить каким-то системам вроде Facebook, взломать что-то. Очень интересно то, что сейчас все больше и больше людей вдохновляются интернетом и новым онлайн-языком и с этими впечатлениями продолжают создавать произведения искусства. Единственное, что кажется мне особенно важным, — это то, что нужно как-то взаимодействовать с новой средой, а не создавать картины, показывать их в музее, в галерее и потом, может быть, продавать их в интернете. Это скучно, но почему-то предыдущее поколение художников помешано на галереях, институциях и СМИ — короче, на тех вещах, которые позволяют художнику вписаться в контекст и продавать свои работы. Интернет — это место, в котором художники могут быть намного свободнее, меня, например, никогда не представляла ни одна галерея, но при этом у меня есть аудитория и есть люди, которым нравится мое искусство.

Так что существует даже два очень кардинальных изменения, касающихся интернет-искусства. Во-первых, это не только то, что есть только в онлайн-пространстве, а во-вторых, появляются совсем новые условия распространения, продажи и правообладания. Сейчас, по-моему, мы находимся в пограничном положении. Мы, как Джулиан Ассанж на балконе посольства Эквадора: мы еще не художники эры пост-интернета, но мы, как Ассанж, уже можем обратиться к людям. Возможно, мы сможем преодолеть все запреты правительства, или, наоборот, вернемся к маленьким секретным интернет-обществам и приложениям для ограниченного круга людей.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются