Новые поп-звезды от Брук Кэнди до Микки Бланко кажутся странными детьми Леди Гаги: рвут шаблоны, топчут каблуками гендерные стереотипы, шокируют или хотя бы заставляют поднять бровь. Постоянный колумнист Look At Me Анатолий Ульянов по нашей просьбе разбирается в том, как в поп-культуру возвращаются боль и смерть, а из перламутровой каши на свет (а точнее, во тьму) выползает Живое и Настоящее. |
АНАТОЛИЙ УЛЬЯНОВ создатель Looo.ch |
|
полезли карамельные химеры — Backstreet Boys, Джастин Тимберлейк и прочая кристина агилера. Ну, то есть, казалось, кранты. Причём, если для постсоветских территорий 90-е сопровождались зрелищным распадом совка, и чудаками, поющими про простого и не похожего на тебя парня чернокожего, то весь западный мир очутился в доме престарелых. Красный Сатана уже пал, а вот фаллосы World Trade Center — ещё нет. Промежуток между этими падениями заполнился сытостью и скукой. |
|
Люди продвинутые, конечно, знали, где жизнью помазано, и бежали от всеобщего занудства на рэйвы. Однако 25 миллионов проданных записей The Prodigy — это глухое подполье на фоне реальной попсы. Сколь бы классным и дьявольским не был Кейт Флинт, снотворное со слабительным от Мэрайи Кэри и Селин Дион расходилось куда более существенными сотнями миллионов копий. Даже быки, подсевшие на FatBoySlim, не спасли ситуации — Барби уделала кислотную революцию. «Right here, right now». К началу нулевых от фриков в поп-культуре не осталось и следа. Разве что Мэрилин Мэнсон, уцелевший, подобно Борису Моисееву, в качестве циркового уродца на привязи. В конце концов, даже самые унылые времена нуждаются хотя бы в одном увеселительном циклопе. Вот он сегодня и шутит про Сатану в «Вечернем Урганте». Розовые трусы и мелированные головы, на фоне которых какой-нибудь Дэвид Боуи уже начинал казаться японским нойз-музыкантом, царствовали лет десять — как раз в период перехода (1997-2007). За это время только ленивый не запукал растерянное поколение 80-х, мол, будущее наступает, а нового ничего не рождается. Поколение же 90-х — то есть все те, кому еще только предстояло стать хипстерами новой волны, — покамест оставалось вне радаров, смотрело Спанч-Боба и было очень эмоциональным. Об этом поколении мы еще поговорим чуть ниже, ну а пока вспомним, что новый культурный этап всегда начинается со смерти старого бога. Когда Бритни Спирс начала бриться под скинхеда и таращиться полоумными глазами в объективы папарацци, стало понятно, что эпоха поп-культуры, которая «Show Me The Meaning Of Being Lonely», заканчивается. Человечество устало от лживой игры в котят и вату. Его внутренняя чернота — или, как сказал бы Декстер, «темный попутчик», — полезла наружу. |
БАРБИ УДЕЛАЛА КИСЛОТНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ
|
|
|
|
House M.D. (2004), Dexter (2006), Californication (2007) — каждый из этих сериалов начал предлагать обывателю нового героя — плохого, который хороший. В поп-музыке его выражением стала Алла Борисовна Гага. Я помню, как многие мои знакомые офигевали от того, какая же она радикальная и необычная. Это, конечно, смешно, но еще раз показывает, насколько ванильно поколение, выросшее среди бойз-бендов и СПИДа. Когда мой сосед Сэдрик говорит, что тексты Jay-Z — это «заумь», требующая «серьезной сосредоточенности», я понимаю, что Леди Гага — это едва ли не Джи-Джи Алин современности. Другой вопрос, что Алин действительно поедал экскременты на своих концертах, а Гага и ее производные — нет. По сути, она делает то же самое, что Бритни. Разница только в наряде. У Гаги — круче. Примечательно здесь то, что повесить на себя гирлянды из мяса оказывается сегодня достаточно, чтобы поразить публику. И не надо напрягаться с говноедством, инцестом и скотоложеством. Всего за какие-то пятнадцать лет человечество заборовело и обабилось. «Where are we now?» — спрашивает сивомудый Дэвид Боуи. «Кто такой Дэвид Боуи?» – спрашивает мой бывший парикмахер. Тем не менее происходит кое-что очень интересное: с одной стороны, мы живем в невероятно трусливые времена, времена политкорректности, взрывающихся прохожих и обязательных гандонов; с другой – поп-культура то и дело производит нечто, претендующее на странность, ебанутость и экстравагантность. В первой же серии телесериала Black Mirror премьер-министр Великобритании совокупляется со свиньей на глазах у взволнованного народа. Что же нам нужно — покой или клизма с соусом чили? |
|
|
Леди Гага
|
|
|
Леди Гага и ее более мелкие последствия вроде Брук Кэнди, Граймс Все это эстетическое озирание, вся эта ностальгия хипстеров по прошлому — Особенность токсоплазмозной мыши — а именно таковой является среднестатистический представитель поколения Х — в том, что она хоть и уссыкивается от любого шороха, но медленно, шаг за шагом, ползет к опасности, во тьму, где есть не только вкусный сыр и теплая нора.
Те, кого нам сегодня преподносят как фриков, фриками, конечно, не являются, они — стерильны, а их экстравагантность — в меру. Но то, что понятие фрика, все «жесткое», «странное» и с «припиздью», все чаще звучит как ценность — указывает на возможность пробуждения из пустого сытого сна. Хотеть быть не таким как все, чувствовать себя не таким как все, пытаться выделиться — это здорово, это само по себе уже важный процесс и установка, начало созидательной претензии на личность. Большинство современных мальчиков и девочек, разумеется, так и будет просто жрать капкейки и подбирать себе выгодный образ из прошлого, но завтра — это уже скорее Другой, возникающий из всей этой перламутровой каши. |
|
С тех пор как интернет расчленил массы на непересекающиеся круги, френдленты Больше не нужно производить что-то для всех. «Всех» не осталось. И это открывает двери для легиона камерных и специфических культурных объектов. Они загораются и тухнут настолько быстро, что запоминать их имена и названия уже попросту Где же Джоконда поколения? Джоконда поколения — это котик с бровками. Но только на 24 часа. Достоевский обитает в Twitter. Симфонии Бетховена возникают и умирают между двумя станциями метро, прямо в Garage Band. Никто ничего не складирует в кишечниках и анналах. Сам принцип генерации и потребления культуры изменился. Она риал-тайм — на лету. Полайкал и забыл. Ну и что? Кого ебет Великое и Вечное? Дайте мне Живое и Настоящее! Здесь и сейчас. |
ДЖОКОНДА ПОКОЛЕНИЯ — ЭТО КОТИК С БРОВКАМИ.
|
|
Чем дольше
|
|
|
По этому поводу мне вспоминаются биологические открытия Мечникова. Илья Ильич выяснил, что птицы, которые практически молниеносно переваривают пищу, живут дольше, чем зайчики, которые подолгу формируют какашечки. То есть чем дольше у тебя занимает переварить и высрать, тем короче будет твоя жизнь. А жизнь и без того коротка. Нам нужны скоростные кишки и желудок-dentata. «Все движется, ничто Недавно я ехал в метро, и три негра — бразы бразами со штанами на коленках — обсуждали свой опыт посещения перформанса Марины Абрамович The Artist Is Present в MoMA. Глядя на них, Абрамович — это последнее имя, которое ты ожидаешь услышать, и тем не менее, да — они были не ее перформансе и вот теперь обсуждают его. Это только еще раз доказывает, что старая оптика больше не работает. Предрассудки — мусор. Мы оказались в эпохе обрушивающихся и смешивающихся вертикалей, классовых и культурных преломлений. Все искажается и новообразуется, ни о чем нельзя судить по-старому. Я живу с чувством, будто все может быть чем угодно, культура — пластична и скоропостижна. Если начало нулевых прошло в растерянности, а их конец — в попытке напугать друг друга радикализмом петарды, то сегодня, в начале десятых, ощущается, с одной стороны, накопившаяся усталость от покоя и пустоты, с другой — желание реальной эмоции, непосредственного разговора, искренних чувств и живой романтики. |
|
Комментарии
Подписаться