МанифестДизайнеры сегодня: ремесленники
и изобретатели
Алексей Быстров о том, почему функция дизайнера-создателя так важна сегодня
Алексей Быстров
дизайн-директор ИД Look At Media
Алексей Быстров рассказывает о двух типах дизайнеров
и том, почему именно сейчас в профессии появилось так много изобретателей.
Дизайнер — профессия художественно-техническая, объединяющая в себе глубокое понимание производственной стороны создания объекта со стороной потребительской и эстетической. Предмет деятельности дизайнеров разнится в зависимости от индустрии, но в то же время есть и более общая классификация — классификация по типу мышления. Дизайнеров, вне зависимости от индустрии (промдизайн, графика, интерфейсы и т. д.), я бы разделил на два типа.
Первый — ремесленники. Эти люди, как правило, достигают действительно непревзойденного мастерства, их внимание к мелочам достойно уважения с большой «У», а именами их вполне можно по прошествии времени называть целые декады или школы. Я бы назвал их, в хорошем смысле, «псами». Они внимательно смотрят прямо перед собой, а нос неизменно направлен точно куда нужно. Их основные карты — орлиный глаз и собачье чутьё.
Второй тип — изобретатели. Их рука никогда не будет так же тверда, а глаз едва ли пристреляется настолько точно, но им дано другое — умение молниеносно переключаться между частным и общим, а в общем находить закономерности. Типологию эту наверняка можно сильно обобщить и перенести на всё живое, я же, напротив, сфокусируюсь для простоты на частном: интерфейсный, сервисный дизайн, дизайн взаимодействия. Если же кому-то ближе, к примеру, промдизайн, почитайте про Ива Беара или историю IDEO. Перед тем как продолжить, я хотел бы заметить еще раз: первый тип — дизайнеры-ремесленники будут важны всегда, они старательно и профессионально делают свою работу, они постоянны, именно они двигают локомотив вперёд. Они не баламутят воду, и привлекательность этого нужно понимать. Они работают вместе с дизайнерами-изобретателями, и без них идеи изобретателей исчезали бы так же быстро, как появлялись. Но именно сейчас функция дизайнера, как изобретателя, актуальна как никогда.
* Концепцию Всемирной паутины предложил в 1989 году Тим Бернерс-Ли. В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступной.
За последние 25 лет Мир претерпел серьёзные изменения в информационной сфере. Хотел бы я быть (на самом деле, нет) тем человеком в ЦЕРНе, кто нажал на «Enter», запуская Интернет для частного пользования*. Так или иначе, это произошло и стало фантастически серьёзным витком в развитии нашей цивилизации. Сложно представить себе, чтобы сегодня кто-то вот так же по щелчку мог бы включить что-либо настолько же значимое. Изменился масштаб, система координат и точка отсчета, как в свою очередь появление нового типа коммуникаций было бы не возможно без изобретения телеграфа, а тот без электричества (и далее до Моисея).
ЦЕРН — европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий
Кадр из фильма «Железный человек», в котором речь идёт об эксцентричном изобретателе
Дальнейшее развитие информационных технологий (не хочется умалять ничьих заслуг) было уже на несколько другом уровне абстракции. Новые протоколы, торренты, социальные сети — инновации безусловно радикальные, но не прорывные в масштабе создания самого принципа связи.
Трюк в том, что каждая такая система координат имеет свой «ноль», но законы физики и базовые потребности человека вместе с ними инвариантны относительно перехода из одной системы в новую, то есть никоим образом не зависят от новых вводных. Отсюда вывод: радикальные инновации сегодня, как ни крути, будут стоять на плечах того, что выжило в процессе эволюции последних лет, но пирамида человеческих нужд останется неизменной.
Хочется верить, что двигателем этих инноваций станет не только прирост вычислительных мощностей, который позволит обрабатывать всё бóльшие массивы данных, но и изящные дизайн-решения и новые подходы. Здесь в игру вступают наши «изобретатели», а первыми неуклюжими шагами становятся воюющие друг с другом мессенджеры новой волны, персональные помощники, гадающие, когда вылетает твой самолет, фото-шеринги, краудсорсинг-платформы и другие штуки, куда более абстрактные, чем протокол http сам по себе или даже «Фейсбук», и в то же время более понятные человеку.
Ещё одно интересное обстоятельство в том, что последний виток развития мобильных,
в частности, сервисов — сервисы
без конечной цели
Вернее, цель есть, но это, скорее, стержень, концепция, что-то гораздо более абстрактное, чем то, к чему все привыкли. Google Now, например, призван отвечать на вопросы пользователя раньше, чем они будут заданы. На деле это означает, что основными ценностями сервиса являются принцип подключения всё новых типов реакции и интерфейс взаимодействия с человеком. Та же Siri, по сути, — и есть голый интерфейс. Прямо сейчас в мире развернулись боевые действия между мессенджерами.
Google Now
Персонажи Line празднуют появление стомиллионного пользователя
«Фейсбук» сворачивает десктопные бюджеты и инвестирует в мобайл, японский Line отвоёвывает страну за страной (месяц назад их делегация приходила к нам в гости, так мы узнали, что у парней уже 160,000,000 *omfg* пользователей). Kakao Talk, Whatsapp, Viber, Skype, Google Hangout — все они делают примерно одно и то же, но с разных сторон. Компания Blackberry выпускает свой мессенджер на iOS и Android — полное безумие. Казалось бы, мессенджеры — область, где практически невозможно выделиться среди конкурентов, всё слишком односложно: отправил-получил.
На самом же деле конкурентная борьба перешла в две другие плоскости — юзер-интерфейс и маркетинг. Кто-то скажет: «Windows победил не потому, что был краше, а потому, что был предустановлен везде» — ну так вот, на дворе уже не восьмидесятые, с тех пор всё до абсурда растеклось во все стороны, механика уже не та.
Дизайнер в этой цепочке — человек, стоящий одной ногой на поле технологий, другой — на поле человеческих потребностей, мотиваций
и привычек, человек достаточного эстетичесого воспитания, обладающий навыком эмпатии
По сути, этот (второй) тип дизайнера сегодня должен сочетать в себе технологические, бизнес- и дизайн-компетенции. На текущем эволюционном витке последняя компетенция наиболее драматическим образом влияет на результат, так как из двух одинаковых продуктов при прочих равных выиграет тот, что лучше спроектирован и раскрашен, а идеи без реализации не стоят уже вообще ничего (не углубляемся в патентные войны).
Этот тип, «изобретатель», уже совершенно очевидно не может работать в глубинах производственной цепочки под семью печатями NDA — как показывает печальный опыт Брета Виктора, похоронившего свои лучшие идеи вместе с Джобсом и не имеющего возможности о них теперь даже заикаться. Бедняга признаёт свои три года в R&D отделе Apple самой большой в жизни ошибкой. Дизайн здесь пришёл в точку, где всё, от оригинальных подходов до визуальной реализации, стало материей бизнесобразующей и вышло на позиции, равноправные с топ-менеджментом.
Продукция Yves Behar
Продукция Yves Behar
Наглядная иллюстрация процесса — пятилетний всё нарастающий бум «дизайнеров кофаундеров» и всё более распространенная модель дизайн-консалтинга «за долю» (см. опять же The Designer Fund или Yves Béhar и его Fuseproject).
«Правда ли, что основать технический стартап — наиболее перспективная возможность для дизайнера сегодня?»
Энрике Аллен, The Designer Fund
Приятный бонус в том, что новоиспечённые изобретатели — часто в прошлом ремесленники-растяпы, что, однако, даёт им возможность быстро и иногда достаточно неплохо прототипировать свои идеи и гипотезы. Однако, не каждый растяпа — изобретатель, и наоборот. А до тех пор, пока образование в области, прости господи, «Design Thinking» не разберут на простые и понятные кирпичи и не включат в общеобразовательный курс для каждой младшей школы, специалисты такие, даже не самого высокого класса, будут находиться в крайне привилегированном положении. Настоятельно рекомендую всем, кто может, срочно инвестировать в образование, в перспективе это обойдётся дешевле, сколько бы сейчас ни стоило.
Комментарии
Подписаться