Арт-директорыАлександр Гладких
о том, как хороший дизайн влияет на читателей
Серия интервью с российскими арт-директорами
Текст
Look At Me начинает серию интервью с российскими арт-директорами, которые не только меняют современные СМИ, но и формируют визуальные привычки читателей, обучают коллег и пробуют задать мировые тенденции в рамках отдельно взятой страны. Первое интервью из серии — разговор с Александром Гладких, сооснователем Charmer Studio и человеком, ответственным за редизайн Lenta.ru и Colta.ru.
С выходом айфона и айпада уровень вкуса
и потребностей вырос. Средним дизайнерам придётся навёрстывать, иначе
они останутся без работы
«Почему я начал дизайном заниматься, я не знаю, так получилось. А если говорить про миссию, она немножко глобальна, но я хочу, чтобы наша страна просто вышла на новый уровень дизайна и была не только конкурентоспособной, но ещё и задавала какие-то тренды. Я не собираюсь никуда отсюда уезжать, мне жить с дизайном вокруг и я хочу, чтобы всё было красиво. Как и каждому, кто этим занимается, мне кажется, надо думать о том, что ты влияешь на очень многое».
Вам за редизайн Lenta.ru сильно досталось?
Писем 400, наверное, было гневных. У крупных СМИ должно быть анонсирование редизайна — условно говоря, нужно за 2–3 месяца до перезапуска сообщить людям, что 8 лет было так, а сейчас будет по-другому. А у нас это такими «фашистскими» методами делалось, и редакция к этому не готовилась. Люди до 35 совершенно нормально редизайн воспринимают, а вот у читателей постарше были проблемы.
Наверняка с редизайном изменились и читательские привычки.
Это вычисляется в основном по карте кликов. На «Ленте.ру», что странно, люди не кликают на картинки вообще, хотя в заголовки попасть сложнее. Стали читать больше длинных текстов, но сильно провалилась глубина просмотров. Мы сейчас как раз пытаемся развивать историю с тем, чтобы было больше точек выхода на другие материалы.
За счёт того, что люди пользуются смартфонами и планшетами, паттерны поведения на мобильных устройствах переносятся в веб. Например, этот значок из трёх полосочек, который в мобильных версиях вызывает меню, сейчас используют в вебе, и все это понимают. Хотя изначально он был достаточно странный — хороший пример того, как кто-то один совершил ошибку, но это всё равно стало правилом. До применения в мобильных интерфейсах он использовался в вебе — в качестве оформления скроллбаров. У Windows, по-моему, до сих пор так.
Как индустрия влияет на то, что люди видят вокруг больше хорошего дизайна?
С выходом айфона и айпада уровень вкуса и потребности сильно выросли. К нам в студию не приходил ни один клиент, который хотел бы сделать что-то старое или неактуальное. Им хочется, чтобы это и на айпаде работало нормально, и responsive design какой-то был. В любом случае средним дизайнерам придётся как-то навёрстывать, иначе они просто останутся без работы.
Почему тогда многие медийные сайты до сих пор выглядят слабо?
Редизайн — трудоёмкий процесс, он занимает где-то до двух лет и требует колоссальных бюджетов. Мы делали «Ленту.ру» где-то месяцев 8–9, но в безумном темпе и в итоге не доделали. Я заметил, что в СМИ работают ребята достаточно консервативные — если всё работает, им ничего менять не хочется.
СМИшный ресурс — это вообще такая история, что её нельзя запустить, отдать и сказать: ребята, всё, занимайтесь сами, и всё будет у вас хорошо. Тексты постоянно трансформируются, появляются какие-то новые форматы, плюс нет особо никаких правил написания заголовков или ещё чего-то, то есть невозможно ставить ограничения на такие крупные редакции.
Большинство дизайнеров и не укладываются
в сроки, и делают плохо. А простительно
только одно
Я просто вижу тут две противоречивых тенденции. Дизайн пытается быть устойчивым, оставаться красивым и удобным на протяжении долгого времени. Но при этом мода меняется очень быстро. Два года назад мы все ругали условный Comic Sans, год назад хвалили, сегодня опять ругаем.
Тут очень хорошо помогает, скажем так, чувство меры. Я всегда стараюсь пользоваться какими-то классическими приёмами, которые не устаревают. Если ты используешь нарочито актуальные цвета или условные шрифты молодых дизайнеров, через годик все будут плеваться и говорить, что это моветон. В макет «Ленты» мы старались не ставить ничего лишнего, оставить чистый текст и фотографии — они точно не поменяются. А новшества надо на уровне интерактива добавлять, ну и перевёрстывать через какое-то время.
Мы давно просили тебя заполнить анкету, и ты написал, что даже если в последнюю ночь перед сдачей ты понимаешь, что можно сделать круче, — надо делать круче. Что важнее — соблюсти сроки или сделать максимально хороший дизайн?
Если ты понимаешь, что от переноса дедлайна никто не умрёт, это, условно говоря, не сдача номера журнала, лучше это сделать. С «Лентой» была примерно такая история, я её переделывал раза четыре, наверное, заново вообще, и это достаточно сильно подвинуло сроки, но цена ошибки была огромная — можно миллионов 5 посещаемости потерять.
Best of News Design — престижная премия организации The Society for News Design, которая каждый год выбирает лучшие новостные сайты, газеты и журналы. SND была организована в 1979 году и насчитывает 1500 участников по всему миру — арт-директоров, дизайнеров, редакторов и программистов.
Но, кажется, всё получилось — премию SND (SND's 2012 World's Best Designed News Site) вы получили в итоге.
Тут вообще было очень странно. Я прихожу домой в 12 часов ночи, и мне звонит начальница: «А ты ещё не пьянствуешь?» – «Нет». – «А пора бы! Нам дали SND». Я вообще не знал, что такое SND. Оказалось, что кто-то из редакции отправил заявку. Мы порадовались, конечно, но я, если честно, особенного восторга от этого не испытывал. Мне только сказали, что через год надо будет ехать в Кентукки, выступить и получить приз.
Премии вообще что-то значат в индустрии?
Абсолютно ничего. Ни я, ни ребята никогда никаких премий не получали. У нас подход другой: мы работаем не за премии, главная планка — чтобы нравилось нам и клиенту одновременно. Но я знаю, что есть несколько студий, которые раньше принципиально говорили: нам надо делать это, чтобы получить премию. У нас просто специфика такая, за контент-дизайн призы получать сложнее, чем за промо.
Charmer Studio была основана в 2011 году и с тех пор успела сделать несколько заметных проектов — помимо уже упоминавшегося редизайна Lenta.ru среди их работ редизайн Colta.ru, брендинг «Профмедиа-ТВ», веб-дизайн и разработка Items и «Русской жизни». Что характерно, в студии берутся только за те проекты, которые одинаково интересны всем участникам. «В основе нашей работы лежит инженерный подход к поставленной задаче», — сообщают они о себе.
Как ты искал людей в студию?
Года три назад меня всё окончательно достало, и я ушёл на фриланс. Параллельно познакомился с двумя ребятами, чья студия в тот момент обанкротилась, они остались без работы. Мы втроём поговорили и поняли, что можем собирать сайты. Сейчас в Charmer работают 5 человек, причём верстальщик работает удалённо. Отдавать вещи на аутсорс, правда, трудно. Мало того что большинство дизайнеров в сроки не укладываются, они ещё, как правило, и делают плохо. А простительно только одно: либо делаешь очень круто, и тогда сроки летят, либо делаешь плохо, но быстро. И как их выращивать — я не знаю.
Мне кажется, сейчас есть сильное движение от применения знаний к тому, чтобы ими делиться.
Чтобы кого-то чему-то учить, ты должен быть уверен, что рассказываешь какие-то правильные вещи — поменять род деятельности с практики на теорию. Скажем, в Британской школе дизайна раньше были преподаватели, которые хорошо учили, но сами делали ужасающие вещи. Но хорошо, что люди не чураются того, чтобы помогать друг другу и делиться знаниями на профессиональном уровне. Это несколько другая история — не читать лекции, а просто делиться и подсказывать. За счёт этого можно вырастить какой-то кластер людей лет 30—35, которые смогут наш дизайн поднять на новый уровень.
фотограф
Андрей Герасимчук
Комментарии
Подписаться