Views Comments Previous Next Search
Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа — Арт-директоры на Look At Me

Арт-директорыМихаил Сметана
о том, почему дизайн
— это командная работа

Серия интервью с главными российскими арт-директорами

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 1.

Интервью
Анна Савина

Look At Me продолжает серию интервью с российскими арт-директорами, которые не только меняют современные СМИ, рекламу и интернет-сервисы, но и формируют визуальные привычки людей, обучают коллег и задают мировые тенденции в рамках отдельно взятой страны. Новое интервью из серии — разговор с Михаилом Сметаной, арт-директором компании «Афиша-Рамблер-СУП».

  

Михаил
Сметана

Арт-директор

«Афиша-Рамблер-СУП»

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 2.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 3.


То, чем я занимаюсь,
это не творческая самореализация, а решение проблем

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 4.

  

 

 

Недавно вы стали арт-директором объединённой компании «Афиша-Рамблер-СУП». Какие обязанности вы выполняете в этой роли?

Сейчас я много занимаюсь административной работой, собираю команду, решаю текущие вопросы, придумываю проекты с коллегами из других отделов, такой бесконечный коллективный труд. Как дизайнер, за последний год я сделал редизайн журнала «Афиша» (в результате которого расписание городских событий окончательно переехало на сайт) и приложение «Вино на каждый день». Главное, что меня сейчас беспокоит, — это поиск дизайнеров в команду, на рынке больше предложений работы, чем дизайнеров, которые могли бы что-нибудь делать.

Вы проработали в одном месте больше десяти лет. Почему вы решили работать в одной компании? Не хотелось ли вам попробовать себя в какой-нибудь другой области?

Я киевлянин и переехал в Москву не  просто работать, а работать именно в «Афише». До этого я работал в дизайн-студии, которая была креативным бюро при сетевом рекламном агентстве. В конце 1999-го до Киева докатился московский кризис 1998 года, с деньгами было плохо, мне надоело работать в рекламе и хотелось устроиться в компанию, в которой заказчиком была бы, до известной степени, она сама. В то время я мало что умел, мой переезд был авантюрой, но меня взяли на работу, и потом на протяжении многих лет мне было интересно учиться, делать что-то разное. В «Афише» дизайн всегда был очень важен, вокруг была великолепная команда друзей и единомышленников, которая постоянно придумывала себе всё новые развлечения и приключения. Если мне становилось скучно, я занимался сайд-проектами: работал с книжными издательствами, институтом «Стрелка». Сейчас вот начался новый интересный этап: я всегда был частью команды, а теперь у меня появилась задача собрать свою.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 5.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 6.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 7.

 

Расскажите, пожалуйста, о самых важных проектах, которыми вы занимались на протяжении этих 13 лет.

В 2000 году я занимался сайтом afisha.net; кажется, он был чудовищным, но тогда было дико интересное время, мы учились коммуникации в вебе, пытались понять, как у «Афиши» должен выглядеть сайт. Потом я занимался путеводителями — это мой любимый и очень важный проект, потому что это были первые путеводители, написанные на русском языке для русской аудитории. Затем я запускал «Афишу» в Петербурге. Потом мы сделали журнал «Афиша-Еда»: с самого начала я придумывал его вместе с Алексеем Зиминым, Ильёй Ценципером, Ириной Меглинской и Ириной Волошиной. Это руками сделанный и переделанный журнал, практически наш ребенок. Он запускался в 2008 году и, как часто бывает с кризисными запусками, был очень успешным.

После этого я работал заместителем Ирины Волошиной, которая была главой дизайна в «Афише-Рамблере», и занимался медийными проектами. Вдвоём с Ириной помогали делать редизайн Lenta.ru. Им занимался Александр Гладких, но там было несколько решений, которые надо было принять ещё до начала работы. Кроме того, я участвовал в создании наших новых сайтов — «Волны», «Воздуха» и «Города». Я был креативным директором, Саша Гладких делал их, что называется, «руками». В какой-то момент к нам присоединилась Аня Фролова, нынешний арт-директор всех этих трёх изданий, и Андрей Московский, арт-директор сервисных проектов «Афиши». Это пример коллективной работы, где невозможно сказать, кто что делал. Очень много решений принял Саша, сейчас очень много делает Аня, весь «Город» собрал Андрей, но перед руководством компании за результат отвечаю я.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 8.

То есть авторство выявить сложнее, чем кажется?

Да, в больших компаниях всегда есть такой сложный процесс. Например, Lenta.ru сделал Александр Гладких. Выглядело ли бы это по-другому, если бы Ирина и я не участвовали в этом проекте? Наверняка. В этом и заключается суть нашей работы. Работая в такой компании, ты должен быть командным игроком. При этом у нас никогда не было проблем с атрибутированием той или иной работы: если кто-то хочет положить себе что-то в портфолио, то он может это сделать. Формально же никто из нас не является автором той или иной работы: если ты работаешь в медиакомпании, то все авторские права принадлежат ей.

Есть ли что-то, что объединяет проекты, которые вы делали для «Афиши»?

Не знаю, есть ли что-то, что стилистически объединяет мои работы, — часто люди не видят собственного стиля. То, чем я занимаюсь, — это не творческая самореализация, а решение проблем, возникающих у людей, которые делают нам честь и пользуются нашими продуктами и сервисами. Моя задача заключается в том, чтобы подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки продукта. Например, журнал «Еда» мы запускали в кризис и знали, что его будет делать мало людей, но нам хотелось создать ощущение, что это очень «сделанный» журнал. Надеюсь, дизайнерские трюки помогли нам создать ощущение, что его тщательно делает много народу.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 9.

 

Вы сделали обложки для нескольких книг «Афиши», Ad Marginem и Strelka Press. Не могли бы вы рассказать об этих работах? Чем дизайн обложек отличается от того, что вы делали в «Афише»?

Чтобы держать себя в тонусе, я делаю какие-то сайд-проекты. Мне очень интересны книги. Для ИД «Афиша» я вместе с Юрием Остроменцким сделал однажды книгу «Грузия. Первое, второе, третье» и ещё оформлял «Историю русских медиа: 1989-2011».

Кроме того, в какой-то момент я познакомился с прекрасными людьми из издательства Ad Marginem. Я предложил им издать роман «Али и Нино», они прочитали его, расчувствовались и решили немедленно опубликовать эту книгу на русском, а я сделал обложку для неё и ещё нескольких их книг.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 10.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 11.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 12.

 

Ещё я сделал два книжных проекта для «Стрелки»: «Я++» Уильяма Митчелла и серию недорогих книжек, в которой вышли, к сожалению, только две книги: «Язык вещей» Деяна Суджича и «Дизайн вещей будущего» Дональда А. Нормана. Любопытно, что вдохновение для серии я нашёл в очень странном месте: отдыхая в Хорватии, я заметил около пляжа вывеску обменного пункта. Она выглядела именно так, как мне было нужно, надо было только адаптировать то, что я увидел. Мне кажется, в народном, рыночном дизайне стоит находить много интересных идей. На рынках очень большая визуальная конкуренция, и продавцы хорошо знают, какие у них есть проблемы, как их можно решить, какой месседж нужен и какие цвета лучше работают.

Дизайн книги интересен мне во многом потому, что это прямая противоположность командной работы: практически всё зависит от меня, это работа своими руками и своей головой. Я делаю книги не ради денег, а для удовольствия. Здорово, когда ты сам выбираешь шрифт, создаёшь макет и т. д. Правда, делая обложку «Али и Нино», я всё-таки заказал шрифт. У меня в голове была картинка, как он должен выглядеть, а потом я увидел похожую гарнитуру Dulsinea и попросил её автора Веру Евстафьеву написать для меня заголовок.

Михаил Сметана
о том, почему дизайн
 — это командная работа. Изображение № 13.

«Дизайн вещей будущего»
Дональд А. Норман

Чему вы научились, работая дизайн-директором «Стрелки»?

Прежде всего, это был совершенно уникальный опыт — на моих глазах и с моим участием создавалась институция, придуманная для того, чтобы менять пространство вокруг нас, менять людей, для того чтобы они в свою очередь меняли городскую среду. К тому же на «Стрелке» я приобрёл очень любопытный опыт: я был заказчиком ребрендинга института и работал над ним с лондонской студией OK-RM. Было здорово посмотреть, как всё устроено с другой стороны стола: какие сроки назначает студия, как идёт процесс ребрендинга, как они работают с клиентом, как презентуют свою работу. Будучи дизайнером, ты часто недооцениваешь заказчиков, и кажется, что они предлагают какие-то идиотские идеи. На самом деле в успешных проектах заказчик часто является соавтором.

Некоторые ваши коллеги много времени посвящают преподаванию. Хотели бы вы заниматься этим?

Я тоже задумываюсь о преподавании. Прочёл вот в «Стрелке» несколько лекций. Преподавание — хорошее занятие для того возраста, когда тебе становится скучно заниматься просто дизайном, и у тебя есть довольно много знаний и умений, которыми можно поделиться. За редкими выдающимися исключениями (например, новую айдентику музея Stedelijk сделали пятидесятилетние Armand Mevis & Linda Van Deursen), пожилые графические дизайнеры  — это довольно печальное зрелище. Ну и на дизайнеров шрифтов это наблюдение не распространяется.

Фотографии: Лена Цибизова

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются