Почему образ архитектора в кино должен измениться (Перевод)

В сборнике Марка Ларнстера “Tall Buildings, Tall Tales: On Architects in the Movies”, Ненси Левинсон исследует образ архитектора в Голливудских фильмах, привычки, особенности и качества. Данная таблица иллюстрирует её работу и показывает, какими бывают архитекторы в американских фильмах 20 и 21 века.

Итак, судя по тому, что снимают в Голливуде, архитектор обычно герой, любовник, одиночка. Еще он может бедняком или трудоголиком. В некоторых случаях эти качества сочетаются.

Но как же выглядит архитектор? Список актеров и актрис, игравших такие роли на большом экране, позволил нам изучить его/её физические особенности – такие как пол, раса, цвет волос и глаз и даже борода. Режиссеры создали точное изображение того, какими внешними признаками обладает архитектор. Больше чем в ¾ фильмов, на которые мы основывались во время работы, они гладко выбриты. Больше половины имеют карие глаза, 20% - голубые и 19% зеленоглазых. У большинства тёмные волосы. Основываясь на этом, можно сказать, что среднестатистическим архитектором является белый бритый мужчина с тёмными волосами и карими глазами.

Этот стереотип появляется и на телевидении. Самый знаменитый телевизионный архитектор нашего времени, Тэд Мосби из How I Met Your Mother, – точная копия голливудского образа архитектора.


До него на телевидении был Майк Брейди, которого сыграл Роберт Рид в популярном сериале 70-х The Brady Bunch. Это вдовец с тремя сыновьями, который женится на девушке, имеющей трёх дочерей. Майк Брейди стал главой семьи, живущий в пригороде Лос Анджелеса в доме, который был построен по его проекту. Это шоу имело огромный успех и даже вдохновило целое поколение фанатов стать архитекторами.

По данным Американского Института Архитекторов, 15% процентов всех лицензированных архитекторов и 30% нелицензированных – женщины. А среди 45 фильмов, которые мы посмотрели в ходе работы над материалом, лишь в 9% архитекторами являются женщины. На момент 2013 года таких фильмов всего четыре: Father of the Bride, Firewall, One Fine Day и Inception.



До выхода Inception самым успешным фильмом о женщине-архитекторе была картина One Fine Day. Главным героем в ней являлась Мелани Паркер (Мишель Пфайфер) – мать-одиночка, которая пытается сделать себе успешную карьеру. На важной встрече её клиент, прежде чем утвердить её проект, просит показать ему то, как будет смотреться автомобиль в макете. Мелани добавляет игрушечную машинку сына, и даже несмотря на то, что масштаб автомобиля не подходил, всё прошло успешно. В этой сцене и многих других образ архитектора максимально прост и поверхностен.

А в Inception главной героиня, Адрианна, является лучшим учеником персонажа Майкла Кейна и играет важнейшую роль в масштабном преступлении. В самом начале фильма было показано, что не способный и бесталантный архитектор может подставить команду. Из-за его ошибки, которую Адрианна бы не допустила, миссия была провалена.
В отличии от One Fine Day, фильма, который сводит к нулю возможности женщины как архитектора, Inception показывает, каким важным элементом являются способности героини Эллен Пейдж.

Несмотря на Inception, гендерное неравенство архитекторов в Голливудских фильмах настораживает. Но что еще удивительнее, так это то, что в фильмах еще реже можно встретить не белого архитектора, чем женщину той же профессии. Но в этом случае Голливуд не далек от реальности – всего лишь 1% лицензированных архитекторов являются афроамериканцами. В 96% фильмов архитекторы белые. Всего два фильма, Jungle Fever с Уэсли Снайпсом и The Namesake являются исключениями из правила.


В Jungle Fever можно увидеть трудности, с которыми встречаются афро-американские архитекторы на примере главного персонажа – Флиппера Пьюрифая, успешного архитектора из Нью-Йорка. Спайк Ли, сценарист и режиссер фильма, касается проблемы рассового разнообразия, так как герой Снайпса – единственный арфоамериканец в офисе и просит партнеров найти ему черную секретаршу. В итоге он нашел такую и спустя некоторое время занялся с ней любовью на рабочем столе. 


В фильме The Namesake режиссер-индус Мира Наир рассказывает о жизни индийских родителей, которые переезжают в Штаты и испытывают проблемы с воспитанием сына, который разрывается между двух культур. Его, осенило во время посещения Тадж Махала в Индии, после чегоон объявил родителям, что “Я думаю, что стану крутым архитектором”, чем вызвал у них недоумение. В архитектуре, по его словам, есть всё. Но родители, как и многие в наше время, говорят, что архитекторы не так ценятся, как врачи, адвокаты или инженеры, и платят им существенно меньше.

Ещё одна из многих проблем архитекторов в Голливуде – то, что во многих фильмах их работа выглядит абсурдно, неправдоподобно и глупо. Как в фильме One Fine Day. Это встречается еще и в сериалах, таких как The Brady Bunch и How I Met Your Mother. В первом Майк Брейди проектирует здание, полностью напоминающее розовую пудренницу. А в How I Met Your Mother Тед Мосби хотел создать такие здания, как небоскреб в виде дракона, который и вправду дышит огнем, или же ресторан в форме ковбойской шляпы. Такие случаи в сериалах и кино создают комический образ архитекторов в глазах зрителей, которые вряд ли подумают, что они в реальной жизни занимаются чем-то серьезным.

Вымышленные персонажи на самом деле могут сыграть важную роль в отражении текущих и будущих реалий нашего мира. Такие популярные шоу, как Glee или Modern Family позволяют широким массам зрителей увидеть геев такими, какими они есть. И это невероятно актуально в мире, где уже в некоторых странах разрешены однополые браки. Корейский фильм Architecture 101 – прямой пример того, что после просмотра фильма многие люди могут определиться со своей будущей профессией. В нем главный герой-архитектор является не клоуном из ситкомов, а настоящим профессионалом. Фильм оказался невероятно успешен у себя на родине, три недели сохранял первую позицию в топе самых популярных фильмов. Благодаря такому успеху, в корейские архитектурные школы стало записываться всё больше и больше людей.

Американские режиссёры, сценаристы, продюссеры и актеры могут так же помочь восстановить в глазах массового зрителя славный образ архитектора. Для этого всего лишь нужно изображать их такими, какими они являются в жизни и не игнорировать тенденции (делая всех архитекторов мужчинами или белыми). Ведь именно кино способно изменить людей по всему миру.

Источник: ArchDaily

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться