Свободная культура Санкт-Петербурга в музеях России
11 июля в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости откроется проект значимых петербургских художников. Выставочный тур "Санкт-Петербург. Свободная культура" был осуществлен во всех российских крупных городах от Ханты-Мансийска до Владивостока.
Проект Арт-центра "Пушкинская-10" был поддержан главными выставочными площадками, такими как Музей Природы и Человека, (г. Ханты-Мансийск), Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (г. Омск), Новосибирский государственный художественный музей (г. Новосибирск), Государственный художественный музей Алтайского края (г. Барнаул), Красноярский культурно-исторический музейный комплекс (г. Красноярск), Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Музей современного искусства АртЭтаж-ДВГТУ (г. Владивосток).
Какие художники представили питерское искусство на большей части нашей необъятной?
В этом выставочном проекте удалось создать своего рода пространство оркестра, в котором аранжированы голоса 9 индивидуальностей. Художественные аспекты произведений этих мастеров не пересекаются, каждый развивает собственную линию. В экспозициях тура участвовуют фотосерии «Невская купель», «Пространство Эшера» и объекты «Музея канцелярской кнопки» Андрея Чежина, живописные картины из серии «Два скоростных пути / Two highways» Бориса Кошелохова, серия функциоколлажей «200 лет в проекции Гоголя» Вадима Воинова, живопись и объекты серии «Городской фольклор» Сергея Ковальского, картины-события Роланда Шаламберидзе, живописные работы Евгения Тыкоцкого и Евгения Орлова, компьютерная графика, объекты и живопись Юлия Рыбакова.
В программу включена презентация фильма «ПАРАЛЛЕЛОШАР» об арт-центре «Пушкинская-10» режиссера Максима Якубсона. Документальный фильм представляет коллаж из образов художников и музыкантов, скульпторов и рок-звезд, творящих в стенах арт-центра в течение 22 лет.
Борис Кошелохов, приехавший в Ленинград учиться медицине, предпочел изучение экзистенциализма, гласившего: «Ваша свобода родилась раньше вас». Свобода Кошелохов родилась 2 ноября 1975 г., в день, обозначенный им самим как день начала занятий живописью. В 1976 г. он основал группы «Летопись», пропагандировавшая культ открытого цвета.
Творчество Боба Кошелохова на выставке представлено несколькими репрезентативными работами, которые являются частью масштабного проекта под названием «Two highways». По замыслу автора более шести тысяч пастельных рисунков, над которыми он работал на протяжении многих лет, должны стать основой для пяти тысяч квадратных метров живописи. «Two highways» - символ двойного пути. Первый – это путь земной, по которому всю жизнь стремительно несется каждый из нас. Второй – небесный, редко бывает доступен… Представляя в своей живописи архетипы разных народов мира, Кошелохов совершает свой «земной путь».
Второе поколение андеграунда, обращаясь к творческим поискам 1910-1920-х гг., отчасти основанных на традициях русской иконописи, народного искусства и духовной культуре средневековья в целом, берут на вооружение, главным образом, приемы экспрессионизма и примитивизма. В отличие от старших коллег, новая генерация авторов принесла в неофициальное искусство откровенно игровое начало, иронию, сарказм. Ярким примером сказанному могут послужить работы Сергея Ковальского, одного из создателей ТЭИИ. Его примитивистки-лубочные вещи с хлесткими высказываниями, сочетающие живописную технику и коллаж, отсылают нас к искусству начала XX столетия, активно использовавшему городской фольклор и искусство вывески.
Картины Евгения Тыкоцкого подобно калейдоскопу представляют вариации соотношения одних и тех же, повторяющихся из работы в работу элементов. Повернется зеркало по-иному – и цветные кусочки сложатся в новую историю. Каков человек? Движется ли он по арене жизни в огненном колесе или пребывает в ящике, который оставляет лишь возможность напряженного взгляда вовне? Или это сам художник, представленный как милое чудовище - человек-дракон, не скрывающий свою многоликость… Как складываются отношения между мужчиной и женщиной? Преломляя их сквозь призму собственного опыта, автор по-разному представляет женщину, но всегда как основу творческого существования мужчины. Прекрасная муза, упоенная собственной красотой, перед которой мастер, забыв кисти, застывает в восторженном восхищении. Или женщина - терпеливая мученица, по которой мужчина-художник слепо шагает, ведомый темной таинственной силой. Либо женщина-мать, которая словно волчица, ограждает маленького художника от темного и пустого внешнего мира, создавая для него цветущее и яркое пространство счастья и света...
Живопись Евгения Орлова основана на религиозном опыте. Его работы лишены конкретики – это образы, идеалы, универсальные понятия, сформулированные художественным языком. Универсальные объекты живут в универсальном пространстве чистого цвета и света, которое само порождает форму: «То или иное создание формы выбирает само пространство. Пространство решает быть или не быть форме в том или ином месте, пространство решает цвет, структуру и содержание формы» [Е. Орлов]. Линии, моделирующие объекты, возникают на стыке цветных частей. Цветом формируется геометрия идеального пространства, суть которой заключается «в ощущении его сопричастности к божественной геометрии» [Е. Орлов]. Гармония и единство их природы задается особым ритмом развития и вибрации колорита геометрических форм, из которых соткано живописное полотно…
Роланд Шаламберидзе известен как мастер перформанса, абстракции и концептуализма.
В своих работах он редко использует традиционную технику масляной живописи и для каждой работы ищет каждый раз новые художественные материалы. В итоге картина преображается в инсталляцию, объект, событие. Раскрытие в самом себе неиспользованного потенциала заложено в 7 пункте его художественного манифеста: «Если твоя правая рука уже рисует очень хорошо, по мастерски – вспомни, что у тебя есть и левая рука, которая не умеет рисовать. Дай ей поработать, как хочется, и ты увидишь, что не всегда красива хорошо сделанная вещь».
Фотографии Андрея Чежина – неизбывное пребывание внутри Санкт-Петербурга. В серии «Невская купель» город истекает тебе навстречу. Соединение искусственной природы архитектуры Санкт-Петербурга с естеством воды – совершает омовение, творит причащение таинству города. Город сей – есть священнодействие. В серии «Пространство Эшера» здания, воздух и небо Санкт-Петербурга кружат голову в сложной объемной поворотной симметрии. Перед глазами зрителя происходит развитие архитектуры города, подобное природному организму.
Цикл функциоколлажей Вадима Воинова носит название "200 лет в проекции Гоголя". Пронзительно-грустная сатира Гоголя — самое глубокое проникновение в запредельные области национального характера. В XIX веке критика причислила творчество писателя к «натуральной школе». На самом деле, буквально каждый эпизод, описание каждой детали пронизано стремлением преодолеть внешнее, земное, обычное. Все, что говорит Гоголь, — призыв к метафизическому постижению мира. Чиновно-бюрократический фольклор, мистические легенды петербургской богемы, украинский эпос -вот фундамент мифов, созданных писателем. Историческая перспектива, ее протяженность не только в прошлое, но и в будущее, демонстрирует гений художника, неоспоримое бессмертие всего, что он сделал для русской и украинской культуры.
В целом можно сказать, что временной период создания работ – от 1984 до 2010 года. В искусствоведении принято исследовать произведения по прошествии только 30 лет от настоящего момента. Можно сказать, что именно сейчас происходит первое общение художественных работ со зрителями. Потом, спустя некоторое время эти работы можно будет полноценно исследовать и расставлять по своим местам в сложной иерархии произведений искусства.
Сейчас особенно очевидна черта, унаследованная санкт-петербургскими художниками-нонконформистами у русского авангарда начала XX века – это принципиальная поливариантность художественных методов, множество художественных путей, несводимых к одному возможному канону.
Комментарии
Подписаться