Views Comments Previous Next Search

О современном искусстве

158180
НаписалIvan Titkow14 сентября 2011
158180

В этой статье речь пойдет об искусстве живописи. Как это принято в историческом анализе, мы попытаемся, для начала, проследить, каким образом происходило развитие искусства от недавнего времени до наших дней. Для этого необходимо выяснить, что именно принципиально изменилось в жизни человеческого общества, поскольку мы будем исходить из того, что искусство есть отражение жизни, ее оценка. Во-первых, и это главное, общество перестало быть тоталитарным, посему формалистический подход к искусству, каким он был в 20-м веке, более не может удовлетворять требованию эпохи. Отвлеченное от жизни   искусство, еще как-то допустимое в тоталитарном обществе, где человеку итак указывают, куда ему идти, что делать, чего не делать, как реагировать, - недопустимо в свободном обществе, где человек нуждается в правдивой оценке сложной жизненной картины. 
Таким образом современное искусство не может являться тем активно производимым и рекламируемым для якобы «продвинутой» публики «современным искусством», которое нам пытаются выдать за развитие искусства 20-го века, искусства формального, не имеющего отношения к современной и уже совершенно иной жизни. Более того, непосредственного отношения к жизни оно не имело никогда, а было лишь формальным экспериментом. Точно так же мы не можем вернуться к искусству еще более ранних эпох – буржуазному и аристократическому... Аристократическое искусство – хотя и изящное, и в чем-то прекрасное, «высокое» искусство, но это искусство сверкающее, сияющее, блистательное, гладкое и лоснящееся, как  жизнь аристократа. Примерно таким, но более реалистически грубым представляется и буржуазное искусство, дающее ощущение расслабленности и сытой красивости. Непринимая во внимание буржуазию, - мы можем в данном случае это сделать, поскольку процент буржуазии ничтожно мал, - мы считаем, что современный человек – это внутренне свободный от сословных предрассудков человек, живущий  в свободном обществе. Современное искусство должно удовлетворять требованиям свободного человека, индивидуума. 
Сейчас, когда произошло смещение иерархических слоев, общество стало многополярным, - жизнь социально и культурно круто изменилась. Человек же по-прежнему нуждается в чем-то,что сформирует его эстетику, которая, как известно, неминуемо перейдет в этику.Так же, как внутренний мир человека отражается в его поведении. Поэтому формировать  эстетику необходимо используя искусство правдивое. Что же такое искусство и какое искусство правдивое?  
Единственное научное определение искусства, данное за всю историю человечества, было предложено Аристотелем. Кратко его можно сформулировать так:  искусство – это зеркало жизни. Каким же образом искусство отражает жизнь?  Оно, разумеется, одним пейзажем или портретом не может объяснить всего многообразия жизни, но оно может создать призму, глядя через которую, человек определенным образом настраивается на тот или иной тип мировосприятия. 
Поэтому так называемая абстрактная живопись, так называемая авангардная  и другие виды формальной живописи не могут называться искусством, поскольку не имеют прямого отношения к конкретному моменту жизни.  Они безусловно поражают необычностью форм, производят сильный эффект и т.д., но придумать форму недостаточно – ее еще нужно применить.  
Другими словами, искусство – это мироощущение. Мироощущение, выраженное  пластически, поскольку мы воспринимаем мир именно пластически, а не идейно, не концептуально.  Однако, если нет впечатления, то искусство с точки зрения пластической формы нам ничего не говорит - оно либо используется как иллюстрация некой идеи(которую можно итак записать словами), либо представляет из себя пустую, ничего не значащую форму, - таким образом оно становится бессмысленным развлечением. Так вот, чтобы избежать этого неприятного обстоятельства, т.е. не делать из искусства пустого развлечения, а подойти к нему разумно и использовать его возможности во благо, необходимо придти к правдивому, убедительному искусству, искусству, отражающему жизнь, содержащему непосредственное впечатление от нее. 
А поскольку жизнь есть процесс, непрерывно меняющаяся ситуация, впечатление от нее тоже - непостоянно, изменчиво. Поэтому самым верным было бы сократить время наблюдения, или время впечатления, сделав его более точным, имеющим отношение к конкретному моменту. Как это сделать? Уменьшить форму художественного произведения. Например, в живописи - до небольшого этюда, который можно сделать быстро и более качественно, и, конечно, более верно отразить быстро полученное непосредственно от натуры впечатление. В крупной же форме имеет значение больше мастерство исполнения, владение композицией и декоративными приемами, а о впечатлении говорить в этом случае очень сложно: оно как минимум оказывается размазано во времени. Я уже не говорю о картинах, написанных без натуры - а-ля Айвазовский – в них вообще кроме умения создать эффект и красиво разложить краски на холсте ничего нет. Нет ощущения жизни, значит, нет искусства. 
Как уже было сказано, искусство призвано обострять мироощущение человека, оно создает призму, глядя через которую, человек может настроиться на тот или иной тип мировосприятия. Увидеть жизнь правдиво, характерно - значит увидеть какова она, эта жизнь, что с ней делать, как себя вести и, в конце концов, как ее изменить. Необходимо понять, что , например, красивая  картина не научит нас правдивому взгляду на жизнь, этому может научить только правдивое искусство, которое совершенно не обязательно должно быть красивым и доставляющим удовольствие. Оно не должно нравиться, искусство должно развивать, оно должно быть изящной, легкой, мгновенной оценкой момента настоящей жизни. Тогда искусство будет приносить пользу, иметь смысл. Хотя может и не доставлять удовольствия, доставляемого картиной, но оно будет говорить правду о жизни, давать ей верную оценку, а не развращать пустой красивостью.

Мы выяснили, что искусство - зеркало жизни. Теперь  необходимо конкретизировать, как именно отличить произведение искусства от  "бульона" подделок под искусство. 
Начнем с того, что в том смысле, в котором я предлагаю понимать слово искусство, искусства как такового вообще  нет. То есть произведение искусства (картина, статуя, музыкальная пьеса, спектакль и т.д.) - это не искусство; исполнительское мастерство, композиторское мастерство, профессионализм, изобретательность, - все эти вещи тоже не являются искусством или его признаками, они все относятся к области ремесла, владения техникой создания определенной формы. Искусство, как мы уже выяснили, должно быть отражением жизни. Любой другой смысл, придаваемый искусству, есть упрощение,  на которое мы, конечно, пойти не можем, поскольку нарушим таким образом закон развития.  
Как же искусство должно отражать жизнь, и что такое вообще жизнь?  В. И. Ленин говорил, что жизнь дана нам в ощущениях. Это справедливо, однако и животным она дана в ощущениях, а человек все-таки отличается от остальных животных значительно более высокой организацией. Он животное высшего порядка. Потому, перефразируя Ленина, я бы сказал, что жизнь дана человеку во впечатлениях. Действительно, мы обладаем способностью создавать в своем мозге сложную систему образов, отражающую многообразие характеров и противоречивость воспринимаемого нами мира. Воспринимая, мы получаем более или менее сложное впечатление.  
Грубо говоря, анализ, размышление, синтез, - это процессы, которые происходят постфактум, обработка когда-то уже полученной информации о жизни.  Непосредственный же контакт с жизнью осуществляется, конечно, путем впечатления именно в тот же самый момент жизни.  
Таким образом, если искусство - это отражение жизни,  то это фиксация впечатления. Или лучше сказать превращение впечатления в художественный образ. А поскольку жизнь есть интенсивный процесс, - она непрерывно и довольно быстро меняется, - впечатление весьма недолговечно, практически оно мгновенно.Таким образом искусство возникает  между впечатлением и рождением художественного образа и является процессом, неотрывным от жизни. 
Результатом искусства является художественное произведение, которое - лишь след от искусства, но не само искусство. Поэтому искусства не существует. В том смысле, конечно, что его нельзя положить в карман, повесить на стену, в музей, вытащить на сцену. Мы не можем сделать искусство отражающее жизнь на века просто потому, что жизнь изменчива: нельзя даже дважды войти в одну и ту же реку. Мы можем только стремиться к искусству, приближаться к нему.   
Задача художника - быть как можно более верным полученному впечатлению и как можно более выразительно его описать. Такое произведение, выполненное в соответствии с сиюминутным впечатлением, будет наиболее близким к искусству. Строго говоря, самое близкое к искусству художественное произведение - это малого размера быстрый живописный этюд. Но никак не фотография: хотя фото изготавливается очень быстро, фиксирует моментально, оно не создает художественный образ, фотоаппарат не впечатляется, фотография - художественно неубедительна. Картины и декоративные панно вообще отражают все, что угодно, но только не жизнь, не ее мгновение. Все остальное, кроме малого быстрого живописного этюда - это формотворчество, обезьяний конструктор. Как средство исследования и отражения жизни - это ничто, не имеет к ней никакого отношения. Наиболее выразительное, т.е. художественное, описание впечатления, полученного непосредственно от жизни (от натуры), достигается только в быстром этюде малой формы. 
БЫСТРЫЙ НАТУРНЫЙ ЭТЮД МАЛОГО РАЗМЕРА - ЭТО НАИБОЛЕЕ БЛИЗКОЕ К ИСКУССТВУ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 
ЭТО  ЕСТЬ СМЫСЛ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, И НИЧТО ДРУГОЕ !!!
 

Иван Титков  
24.03.11, СПб 

Рассказать друзьям
15 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются