Недавно в Санкт-Петербурге «Фондом Петра Кончаловского», основанным в 2006 году, был проведен второй ежегодный форум «Искусство и реальность». В нем приняли участие люди, чье мнение в современном искусстве имеет немалый вес — живой классик и один из основателей Фонда Андрей Кончаловский, писатель и художник Максим Кантор, Иосиф Бакштейн, представлявший Московскую биеннале современного искусства, Марек Бартелик, глава ассоциации арт-критиков, и другие. Тема, выбранная для форума, актуальна не только для людей, занимающихся современным искусством, но и для тех, кто является простым зрителем. В наше время искусство и реальность пересекаются далеко не всегда—поклонники и ценители актуальных произведений немногочисленны, а большинство не особенно разбирается в нынешних течениях и направлениях.
Неплохое представление об этом дал Интернет опрос, проведенный «Российской газетой» на своем сайте после завершения форума. Хотя большинство опрошенных (54%) стараются хотя бы время от времени посещать выставки современного искусства, оставшиеся 46% «ничего в этом не понимают», а то и принципиально отказываются от знакомства с ними. «Убожество и примитивизм» считает признаком современного искусства Наталия Гайдаш, имея в виду творческие проекты в Перми, другой читатель говорит о «лубке, самодеятельности, поделках».
Да и о критериях отличия настоящего искусства от того, что искусством не является, многим трудно судить — эти признаки для большинства остаются исключительно субъективными («нравится — не нравится», «вложение души», «здоровая зависть» или «не хочется задумываться»). Однако высказываемые о «ненастоящем искусстве» соображения вполне совпадают с высказываниями об искусстве современном — тут и «бездушие, безумие и примитивизм» (Ольга Мокрак), «подмена всего» и необходимость «разъяснения, что же они хотели сказать» (Musa из Екатеринбурга), «жалкие копии» и «поделки дилетантов», выставляемые на биеннале (некий 21-летний психолог из Москвы), и так далее.
С чем связано такое восприятие современного искусства, утрата им прежней, свойственной искусству, роли в жизни и восприятии людей, сказать сложно. Андрей Кончаловский и Максим Кантор поделились своими соображениями, по-видимому, сформировавшимися по итогам обсуждения на форуме «Искусство и реальность».
Так, Андрей Кончаловский, русский режиссер с мировым именем, считает, что это один из признаков упадка европейской цивилизации. Упадок он видит в «усталости», «пресыщении» и «десакрализации всех понятий». В современное искусство все быстрее проникает «дилетантство», в том числе, и из-за роста информационных и технических возможностей, все шире распространяется «подмена». Известный сравнительно консервативными эстетическими воззрениями Кончаловский уверен, что кризис искусства и цивилизации в целом скоро приведет к тому, что «мы начнем называть вещи своими именами». Он предрекает возрождение интереса к жанрам, сегодня считающимся отсталыми: «Я, например, считаю, что весь социалистический реализм, тот, с которым так сильно боролись в свое время, сейчас является интересным искусством. Мало кто из сегодняшних художников в состоянии заниматься живописью, как занимался какой-то отчаянный соцреалист Герасимов», - говорит Андрей Кончаловский.
Максим Кантор, один из глубочайших мыслителей нашей современности, говорит о подмене такого понятия, как собственно «авангард», фактически — о предательстве идеалов. Став «искусством толпы», по мнению Кантора, авангард не оправдал возложенных на него надежд — он обуржуазился и стал сугубо декоративным.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте «Российской газеты».
Комментарии
Подписаться