«Идеально симметричный объект кажется мне некрасивым... Человек не может создать идеальную вещь. Она должна быть с изъяном».
Йоджи (хотя более правильно – согласно японскому произношению – будет Йодзи, или Ёдзи) Ямамото на сегодняшний день является не только одним из самых знаменитых дизайнеров, но и самым, пожалуй, неоднозначным. И тогда, когда он делал свои первые шаги на модной сцене, и сейчас, когда он уже признанный гений, – он находится как бы вне моды. Вне моды и вне времени.
Действительно, довольно сложно поставить в один ряд те коллекции одежды, которые мы обычно можем лицезреть, с тем, что делает этот молчаливый японец . Именно поэтому его первая коллекция вслед за немым недоумением вызвала шквал критики – «одежда нищих и бомжей», «Хиросима-шик», «стиль обносков». Не мода, а антимода.
Да и сам он кардинально отличается ото всех остальных дизайнеров. Во-первых, никто так упорно не открещивается от самого принципа моды, как Ямамото. Изменения в его коллекциях из сезона в сезон подчиняются не тем общепризнанным тенденциям, за которыми следуют остальные, а каким-то особенным, ему одному ведомым процессам. Сам Ямамото сказал, что в отличие от былых времён, когда внешний вид человека был его визитной карточкой, сейчас, во времена глобального следования моде, люди стали совершенно одинаковы. И ему это не нравится. Во-вторых, ему абсолютно чужд тот «светский» образ жизни, который ведут большинство людей, занятых в сфере моды. Ну и наконец, для модного дизайнера Йоджи выглядит странновато – длинные волосы, одежда большого размера, широкие брюки ниспадают на идеально начищенные грубые военные ботинки (чаще всего Dr. Martens - самая любимая марка обуви дизайнера).
Именно эта «непохожесть» самого Ямамото и его творений очень быстро, с самых первых коллекций дизайнера, стала привлекать внимание творческих людей. С первого взгляда ясно, что эта одежда – не для массового потребителя. Оценить её может не каждый – одежда Йоджи Ямамото призвана не выделять человека из, а наоборот, «прятать». И только посвящённые смогут понять, что это не потрёпанные жизнью вещи из ближайшего сэконд-хенда или рубашка, доставшаяся от дедушки. Одежда Ямамото стала отличительным знаком тех, кто вхож в узкий круг творческих людей. Архитекторы, режиссеры, стилисты, музыканты всего мира одеваются в Yamamoto. Даже для дизайнерской одежды это очень дорого. Но зато очень индивидуально.
_________________________________________________________________________
«Я живу и работаю, чтобы что-то сказать. Я хочу донести до людей вполне конкретные вещи. Когда человек хочет что-то сказать, то он стремиться к тому, чтобы его поняли. Но иногда мне всё равно, поймут меня или нет».
_________________________________________________________________________
До Ямамото никто не одевал женщин в одежды, больше напоминающие мешки, нежели платья (Сам Йоджи считает, что женская соблазнительность тем больше проявляется, чем больше она скрыта). Нетрудно понять, почему на показе коллекции дизайнера в Париже в 1981 году элегантно одетые француженки были в шоке – они ожидали чего угодно, но не вереницу моделей-инопланетянок в чёрных одеяниях непонятной формы. В своих творениях Ямамото стремится к тому, чтобы максимально размыть границу между мужчиной и женщиной.
До Ямамото никто не создавал коллекции, почти полностью состоящие из вещей чёрного цвета («Черный – это квинтэссенция всех цветов, результат их смешения, – говорит Йоджи. – Это как взять все цвета и бросить их в один котел, в черное море, и забыть там. Если относиться к черному цвету именно так, он будет восприниматься несколько истерично»). Бытует мнение, что чёрный вошёл в жизнь Ямамото очень рано – с траурной одеждой матери (Йоджи родился в 1943, а через два года на войне погиб его отец) и именно потому стал таким близким и понятным ему цветом. Однако тут надо обратить внимание на то, что в Японии традиционно траурный цвет – белый, а вот чёрный (под влиянием европейских традиций) стали использовать для выражения скорби относительно недавно, всего несколько лет назад. Вероятнее всего, любовь Ямамото к чёрному цвету можно объяснить тем, что в оккупированной Японии в детстве дизайнера ярко одевались только американские солдаты, большинство японцев же носило тёмную поношенную одежду, которая неоднократно перешивалась.
До Ямамото никто не мог даже подумать о том, чтобы выпустить на подиум моделей, одетых в куски ткани с необработанными швами и неподшитым низом. Именно с лёгкой руки Ямамото и других японских дизайнеров в моду вошли необработанные швы – и чем более они неаккуратные, тем лучше.
В Японии секрет успеха Ямамото объясняют просто: он взял обычное, традиционное для Японии (и столь экзотичное для остального мира) национальное платье и перешил его в соответствии с европейским кроем, в результате чего получил абсолютно уникальный стиль.
Да, нужно согласиться, он покорил европейскую моду именно этим – западную цивилизацию всегда привлекало всё «иное», а особенно восточное. И восторг от дягилевских «Русских сезонов», и периодически вспыхивающее увлечение китайскими/индийскими/африканскими мотивами в костюме – всё это имеет ту же основу, что и любовь в одежде Yamamoto. Европейцев всегда непреодолимо манит что-то, что им совершенно непонятно.
Ещё одна причина, по которой Yamamoto вот уже много лет выбирают люди с особым взглядом на моду – это очевидная не-массовость одежды. В истории домов моды и громких дизайнерских имён было много случаев, когда сначала одежду какого-либо бренда принимали с недоверием и непониманием, и носить эту одежду могли позволить себе очень немногие, потом же увлечение этой одеждой от этих немногих смельчаков распространялось на более широкие массы людей, и в какой-то момент – марка становилась культовой и желанной, возможность приобретения вожделенной одежды ограничивалось только финансовыми возможностями. С одеждой Йоджи Ямамото всё по-другому. Она слишком сложна, не каждый может понять, как в ней жить. Именно этим она и привлекательна для людей, любящих что-то нерастиражированное. Одежда Yamamoto – это как раз то, что ты точно не сможешь увидеть на каждом втором встречном.
Ну и наконец, нужно обратить внимание на тот факт, что появление Ямамото на fashion-сцене совпало со временем, когда обороты начал набирать стиль гранж (конец 1980-х – середина 1990-х гг). Йоджи, с его асимметричным кроем, необработанными краями, нетрадиционными материалами, любовью к бесформенной одежде и чёрному цвету оказался как нельзя кстати.
__________________________________________________________________________
«Я не люблю моду, но понимаю, что она необходима, как воздух, это и вдохновляет меня».
__________________________________________________________________________
В 2009 году Йоджи Ямамото, так же как и владельцы нескольких других всемирно известных брендов, объявил о своём банкротстве. У Yamamoto образовались огромные долги, справиться с которыми фирма не смогла.
Но он вернулся.
«Около 5 или 6 лет назад я почувствовал, что сделал все, что смог. Но сегодня, особенно в Токио, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, властвует «быстрая мода» (fast fashion). Быстрее, быстрее, дешевле, дешевле. И внезапно появилось некоторое пространство и для меня. Может их меньшинство, но еще есть молодые люди, которые задумываются о природе диктуемых трендов, они ищут что-то свое – будь то старое или новое. И я сказал себе: «Йоджи, ты можешь продолжать свою работу. Не меняйся. Ты можешь делать то, что умеешь». Такое ощущение появилось у меня в прошлом году».
Эта статья и другие - в блоге
Комментарии
Подписаться