История русской военной формы начинается с времен Ивана Грозного, когда появляются первые регулярные военные части – стрелецкие полки. Они первыми получили единообразную униформу: суконные платья с отложным воротником, кафтаны, зипуны, штаны, сапоги и шапки, опушенные мехом. Одежда была красного и зеленого цвета, разных оттенков и различалась по полкам.
Блеск и роскошь военной формы приходят в Россию с реформами Петра Великого. Прорубив окно в Европу, он заимствовал оттуда и наиболее популярные образцы военного костюма: пехота носила кафтан зеленого цвета, артиллерия-красного, кавалерия-синего. Под кафтан надевался камзол, короткие штаны, чулки и башмаки. Шляпы у всех были черные. Поначалу офицерская форма новой русской армии почти не отличалась от солдатской. Потом, чтобы выделить командиров ввели первый знак отличия – офицерский шарф, позаимствованный у шведов. Это была полутораметровая шелковая лента цветов российского флага (белый, синий, красный) с золотыми или серебряными кистями на концах. Шарф предполагалось надевать на правое плечо завязывать концы узлом у левого бедра. Однако русские офицеры, привыкшие к кушакам, стали обертывать знак своего отличия вокруг пояса – так и в бою было удобнее. После долгих перипетий (от обязательного ношения до полного забвения) петровский офицерский шарф сохранился в современной российской форме – в виде парадного офицерского пояса. Преображенцы и семеновцы в те же годы первыми в русской армии надели погоны. Изначально погон (один) исполнял исключительно практическую функцию: это ни что иное, как матерчатая лямка, которая одним концом вшивалась в плечевой шов левого рукава, а другим пристегивалась к пуговице верхней части кафтана и служила для удерживания на плече патронной сумки. В петровской армии такие сумки были только в пехоте. К 1762 году по расцветке погон стали различать принадлежность солдата к определенному полку, а по форме различать солдат и офицеров. Государственная символика на военном обмундировании и первые звезды на погонах появились при Николае I.
Послепетровская эпоха ознаменовалась удивительным фактом: в то время как Россия вела наиболее значимые войны, обмундирование русской армии дало значительный крен в сторону декоративности в ущерб удобству. Возможно, это объясняется тем, что во главе государства стояли женщины, руководствующиеся правилом “красота требует жертв”. С 1776 года по инициативе генерал-фельдмаршала Григория Потемкина, отлично разбиравшегося в тонкостях амуниции, вводятся мундиры свободного покроя, куртки, шаровары, сапоги и легкие каски. Обмундирование имело светлозеленый оттенок. Через 12 лет коронованный Павел I реализует свои юношеские мечты, зревшие не в совсем здоровом сознании, и, взяв за образец для подражания прусскую армию, вводит тесное и неудобное обмундирование с париками и косицами, чуждыми русской традиции. Григорий Потемкин писал в своей “записке об одежде и вооружении войск”: “Одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов, тем паче, что он, взят будучи из крестьян в 30 почти лет возраста, узнает узкие сапоги, множество повязок, тесное нижнее платье и пропасть вещей, век сокращающих”. В таком наряде было не до сражений. Однако же букли, пудру и косицы отменили лишь в середине XIX века, штиблеты и туфли заменили легкими высокими сапогами, мундиры значительно укоротили, ввели твердые стоячие воротники и эполеты. Только при императоре Александре III единообразие, дешевизна и удобство получили наконец преимущество перед красотой – он значительно упростил форму, лишив ее множества аксессуаров. Николай II украшения вернул, но сделал это разумно, разделив форму на повседневную и полевую.
Октябрьская Революция 1917 года уводит с исторической сцены погоны. Они уступают место знакам различия в петлицах – треугольникам, квадратам, прямоугольникам (шпалам) и ромбам. Так же отличительными особенностям Красной Гвардии стали красная звезда, красная лента на шапке и красная же нарукавная повязка. Во время Гражданской войны появился суконный шлем, получивший название “буденовки”, напоминавший о былинной славе древнерусского витязя.
В 1943 военнослужащим вернули погоны, их форма, окантовка и знаки различия повторяли погоны царской армии. В последствии вместо гимнастерок ввели кители и куртки, камуфляж.
После создания в мае 1992 года российской армии, красную звезду сменил двуглавый орел, в 1994 году была учреждена форма, которая носится и сегодня.
Таким образом, со времен своего появления военная форма претерпела много изменений: менялись цвета, крой, знаки отличия. А по сути униформа остается тяжелой, неудобной и далеко не отвечающей современным требованиям. Поэтому вопрос об ее изменении был поставлен Министром Обороны РФ Анатолием Сердюковым вскоре после назначения его на этот пост. В июле 2007 был объявлен конкурс на создание новой военной формы российской армии. Главной идеей трансформации обмундирования являлось сохранение всего самого лучшего из богатых имперских традиций, традиций советского прошлого с учетом условий нашего времени и применением технологий XXI века.
Обойдя более 40 соперников, в том числе и Игоря Чапурина, тендер на воплощение униформы “от кутюр” выиграл Валентин Юдашкин.
Кутюрье сам проходил срочную службу в армии и, по его словам, не понаслышке знает, что нужно человеку с погонами.
В результате кропотливой работы, изучения исторических материалов, проектирования и экспериментов, на свет появилось 80 образцов всех видов формы: повседневная, парадная и полевая, зимняя и летняя, мужская и женская, для рядового и начальствующего состава, для всех родов войск.
Принципиальное отличие новой военной одежды от настоящей – парадная форма, как и в прежние времена, будет различаться по цветам. Сухопутным войскам возвращается цвет морской волны, введенный еще Петром I, военно-воздушным силам – синий цвет, флоту – традиционный черный и белый. Причем для матросов Черноморского флота, с легкой руки Валентина Юдашкина, белыми стали даже ботинки. “У них там сухо” – пояснил он свой выбор.
Более того, парадная форма отличается от повседневной не только своей разноцветностью, но и в некотором роде роскошностью – золотым шитьем на манжетах, воротниках-стойках и фуражках, снабжены даже низшие чины.
Будучи вдохновленным головным убором маршала Жукова, кутюрье изменил и форму фуражек. Теперь они не выглядят так громоздко, как раньше, благодаря тому, что тулья стала ниже на два сантиметра. Также с фуражек убрали двуглавых орлов: кокарду украшает символ Советской Армии – красная звезда. Для полевой формы этот головной убор и вовсе упразднен. Он появился еще во время первой Мировой Войны, но, как не раз убеждались наши защитники, рискуя своей жизнью, этот элемент формы только лишь мешал маскировке на местности, однако расстаться с ним, почему-то, не решались.
С рубашек и кителей исчезли карманы образца 1994 года, раздражавшие военнослужащих. Оказалось, в них нет нужды, да и награды прикреплять неудобно. Это обстоятельство обрадует тех, кто именно из-за этих карманов называл нынешнюю форму смесью натовской и власовской.
Некоторые из образцов новой военной формы поначалу могут выглядеть и вовсе инородными. Это, например, разработанные впервые кожанные плащи и куртки, офисные полуботинки и каракулевые береты. Впервые, пожалуй, учтены условия работы штабистов. Теперь, не нарушая армейского этикета, офицеры и генералы смогут носить свитера, уравненные на правах с кителями.
А для военнослужащих прекрасной половины человечества разработаны даже платья. Юдашкин смог сохранить женственность и в той одежде, которая подразумевает сдержанность и минимализм. В общем, женская форма строга и изящна: пальто, отороченное серым каракулевым воротничком, кокетливый берет будут актуальны даже на “гражданке”. “Женская форма разработана так, чтобы быть элегантной и привлекательной, чтоб в ней хотелось служить” – сказал Юдашкин.
Пожалуй самое серьезное изменение коснулось рядовых. Отныне из их обихода уйдут, честно отслужившие свой век, кирзовые сапоги и пресловутые портянки. Правда и те, и другие останутся лишь как элемент специальной формы одежды. Например, для рот почетных караулов – солдаты Комендантского полка в один голос сказали, что в сапогах маршировать и удобнее, и красивее. Основная же масса служивых перейдет на легкие, прочные, влагонепроницаемые ботинки новой конструкции с высокими берцами. А портянки, которым давно уже место в армейском музее, заменят хлопковыми носками.
Наконец-то Российская армия будет маршировать в ногу со временем. И это касается не только “кирзачей” – при создании новой формы были использованы материалы, изготовленные на основе нанотехнологий. Спецткань, примененная для полевой формы Сухопутных войск, не просвечивается даже инфракрасными лучами, то есть солдата в такой одежде просто невозможно засечь. Этот эффект создается за счет уникальной мембраны – новейшей российской разработки.
Очевидно, что новые образцы отличаются от нынешних качеством, более живой и насыщенной расцветкой, покроем. Вся конструкция стала гораздо более облегающая, подчеркивающая линии фигуры. В среднем каждый комплект стал легче на два килограмма. Консервативные военные даже обвиняют Юдашкина в излишней склонности к гламуру, нестерпимому в армейской среде, и в чрезмерном разнообразии формы – “на все случаи жизни”. На что резонно хочется возразить, что гламур, а именно “притягательное очарование, недоступность и роскошь” (что естесственнее будет применять скорее к образу жизни) в армии невозможно создать даже усилиями Юдашкина. Подобным критикам все, что не портянка, то сразу же гламур. Нужно признать, что с поставленной задачей, создать комфортную и в то же время красивую военную форму, с соблюдением вековых традиций для укрепления мощи России, кутюрье справился.
DEPESHA, http://www.depesha.com
Комментарии
Подписаться