Это раньше Бог был примерным парнем, семейным человеком и добродушным старцем, до того, как человечество изобрело фиктивную реальность фото и кино монтажа и предложило Ему пару ролей в массовке.
Звездное шествие в Голливуд самого известного в мире мужчины и всей его свиты не заставило себя долго ждать, ведь персонажу с такой репутацией и такой харизмой не мог отказать ни один творец нового времени. Бог освоился на рынке, стал примерять новые образы, особенно ему удался рок-имидж конца 1980-х, хотя быть развоплощенным в цветах и забастовках двадцатью годами ранее тоже было неплохо. Бог стал Иконой MTV, это Он теперь зажигает факел статуи Свободы на заставке Columbia Pictures, демократия есть демократия, и отныне Бог сам выбирает, как и когда показаться людям, а медиа ресурсы – самый эффективный инструмент продвижения своей религии, не правда ли?
Впрочем, и вечный источник всего сущего может иссякнуть – нельзя тысячелетиями держать марку на одной, пусть и очень хорошо написанной, идее (тем более, суд за копирайт между правообладателями слишком затянулся и грозит обернуться настоящим скандалом), и небесная канцелярия давно беспокоится по этому поводу.
До недавнего времени хорошо работал метод «от противного», привлекавший внимание масс к Богу через образ его главного соперника за души молоденьких девственниц, конкурента в политических играх Ватикана и антигероя на полях геройских сражений всех времен. Ради такого даже пришлось пожертвовать супер-удачным образом брутально-гламурного красавца со сверхспособностями и драмой в душе, отданного Люциферу за бесценок, а теперь и вовсе разменянного по мелочам. Теперь этот затасканный имидж завидует даже кустарным копиям сумок Louis Vuitton, а у Бога опять хромает PR. Недавно вот еще прогремела Его переизданная автобиография – «Страсти Христовы» – сделана хорошо, но это больше напомнило предсмертные судороги, нежели свежий старт, ибо только стареющие знаменитости сохраняют имидж прошлыми победами, взглянуть хотя бы на «музей» Российской Эстрады.
Следующую тему – семейных сплетен о Боге – тоже удалось поддерживать недолго, на ней поживилась только «желтая» пресс-служба во главе с Дэном Брауном и весь их небольшой штаб. А за это время мир окончательно повернулся лицом навосток: теперь на подиумах азиатские модели, самые современные художественные шоу проходят в Пекине и в каждом втором доме иероглифы вытеснили каноническую латынь. Но не родился еще тот гуруджи, который бы поднатаскал в восточных премудростях самого Бога. Один индиец, Рушди, попытался было, но до сих пор скрывается от религиозных фанатиков по секретным адресам.
Каким мы видим Бога теперь, на заре нового тысячелетия, обращенные лицом к Стране восходящего солнца и спиной к Иерусалиму? Видим ли мы Его вообще или 3D очки на наших глазах несут Ему забвение? Он больше не эмо-тень позднеримского периода, не суровый гот средневековых подземелий, не звездный мальчик Барокко и даже не метросексуал XX века. Теперь Он «для каждого свой»: homeboy на майках Teenage Millionaire; новый бойфренд Мадонны нашего времени; борец за «наслаждение жизнью» в автобусах для лондонцев этой весной; тонкий компромисс между набожностью и эстетичностью в украшениях Джона Плауча (John Paul Plauche); собранный из лего-кубиков в одной из церквей Колумбии; не более, чем модель для рекламы Кока-Колы в фильме Клаудио Малапонти (Claudio Malaponti); и просто «Кореш Иисус» для мастера элитной фотографии Давида Лашапеля (David LaChapelle).
Парадоксальным образом современная масс-культура отринула единый лик Бога и выбрала исключительный индивидуализм в отношении Всевышнего. Он, надо думать, не против, только вот и святые, и священники не согласятся быть сокращенными из Его штата по причине глобального кризиса, а потому не оставляют своих надежд оправдать хлеб насущный и создать Богу вселенский имидж new-age. В конце концов, в моде винтаж, и среди рекламщиков просыпается страсть к неувядающей классике прошлых лет, этим козырем можно сыграть, даже с Богом.
Вдруг окажется, что старые добрые медиа ресурсы еще имеют свой запал, а значит – бренд «Бог» не умрет! Нужно только вернуть в народ унифицированную национальную идею о Святой Троице, «разбавить» вежими именами патенты на Его парадные портреты, а в цифровые форматы добавить остроты и пикантности трех S-толпов двадцатого столетия: секс, скандал, сенсация + создатель, святость, самобытность = бог 2.0. На двухтысячные должно хватить, а там видно будет.
Статья из журнала DEPESHA Осень/Зима 2009-2010
Комментарии
Подписаться