Литературно-художественный вестник моды журнал DEPESHA отмечает свой пятилетний юбилей изданием удвоенного объема! Не поддельный интерес читателей разных стран к этому уникальному изданию, балансирующему на гранях современного искусства, литературы и мира моды одновременно, заставил редакцию пойти на риск: увеличить объем информации и обсудить тему, на которую не может быть однозначного ответа. Юбилейное издание посвящено Будущему.
Стараться заглянуть в будущее мы будем всегда, так же как и удивляться сбывшимся предсказаниям. Об этом рассуждает автор Дарико Цулая в своем эссе «Сказание о будущем», которое открывает этот номер. Текст не только интересен и информативен, но и предупреждает читателя о том, что в грядущем может быть не только прекрасно, но и жутковато. Впрочем, это с нашей точки зрения, а для потомков – это будет парадигма обычных будней.
Это эссе проиллюстрировано работами Леонида Гуревича, которые показывают возможности бионики – науки, делающей сегодняпервые шаги. Эта тема далеко не новая – уже несколько поколений пытаются «приладить» руки Венере Милосской. Но если раньше все проекты выглядели весьма карикатурно, то рисунки Гуревича приближают нас к мысли, что зерно реальности может произрасти на этом поле, несмотря на всю парадоксальность посеянного проекта.
О том, как и во что могут трансформироваться люди будущего волнует многих авторов этого номера. Если эволюция пойдет по тропе войны, то человеческая биомасса срастется с механическими конструкциями, и Землю будут населять вооруженные био-роботы. Облик людей станет воинственным, а взгляд жестким – выживание в агрессивной среде будет смыслом их жизни. Почему-то именно этот путь развития видит большинство дизайнеров, рискнувших предположить пути развития человечества. Ни ангельских ликов, ни вечных женских атрибутов в виде пелерин и оборок, ни уютных мягких форм, ни трогательных ромашек, вплетенных в косу – ничего из всего этого не получило пропуска в будущее от молодого поколения дизайнеров.
Как бы это ни было страшно, жизнь – она проще и практичней! И уже к середине журнала молодой французский дизайнер Пьер Энтони Витторелло предлагает модели одежды, элегантно укрывающие руку-пулемет и ногу-автомат Калашникова, которые проросли у человека новой формации. Страшно элегантный проект!
О том, что критерии будущего общества заложены в настоящем утверждают великие русские литераторы ХХ века – А.Солженицын и И.Бродский, Нобелевские лекции которых публикует журнал как на русском, так и на английском языках.
В своей лекции 1972 года А.Солженицын, рассуждая о будущем, говорит о непреходящих ценностях, которые должны существовать вне времени. Если человечество хочет, чтобы его «завтра» не выглядело уродливо, то шкалу ценностей надо вырабатывать уже сегодня. Определить эти ценности честно и правдиво, по его мнению, могут только искусство и литература. Поэтому писатели и художники, те, на которых возложена эта миссия, путем дарования им природного таланта, обязаны определить границы общества, в котором возможна цивилизованная жизнь для людей.
И.Бродский, читая свою лекцию в 1987 году, первостепенное внимание уделил этике и эстетике сегодняшнего общества, как основе общества будущего. Он говорит о прямой зависимости норм морали сегодняшнего общества с обликом человеческой формации завтрашнего дня.
Оба великих русских писателя говорили о своем понимании человеческих ценностей и, перечитывая их слова сегодня, еще сильнее понимаешь актуальность высказанных ими мыслей о постулатах социального общества.
С легким изящество, буквально на двух страницах своего рассказа «Малыш», братья Стругацкие доказывают невозможность человеческого сообщества определить параметры границ собственного бытия: «Неизвестно, кто первый открыл воду, но уж точно это сделали не рыбы», - говорит один из героев рассказа. Иными словами, не мы этот мир создали, не нам его и переделывать.
Светлана Светличная – звезда! И не только кинематографии. Ее внешность имеет природный феномен – фотогеничность – любая фотосессия с ее участием будет притягательна. Но! Ее облик оттянет на себя все внимание. Именно это и подчеркнул фотопроект «Параллельный мир» - в какие бы инсталлированные ситуации ни помещали Светличную – она остается «параллельной» всему происходящему.
Пугающе реальными выглядят проекты TAXIDERMIA, DRANOID и RETROPROSPECTIV. В первом утверждается, что уже в недалеком будущем зверей люди увидят только в виде чучел, а два вторых показывают одежду, которая может получиться под воздействием окружающей среды, при этом элегантной частью гардероба становится кислородный баллон и защитная маска. Кстати, коллекция моделей из пищевых и бытовых отходов под названием «Царство мусора» хоть и несет и актуальную идею, но для эстетики будущего выглядит тяжеловесно. Так же как и Амазонки в стиле «китч» вряд ли выживут в грядущем будущем.
Проект NEW OLD NEW выступает на стороне вечных ценностей, возвращающихся к нам по спирали, заворачивающейся вокруг вектора времени: дизайны Славы Зайцева, бывшие на гребне высокой моды 20-ть лет назад, могут начать новую жизнь с учетом новых реалий.
К непререкаемым ценностям, безусловно относится и эстетика черно-белой фотографии, в которой работает фотограф Игорь Василиадис. Это направление, как большой айсберг, само плывет по течению жизни. Журнал в данном случае лишь констатирует факт этого явления.
Смелый шаг юбилейного журнала – сделать эстетский проект в двойном объеме, вселяет уверенность в завтрашнем дне, хотя очень пугает андрогинная теория бесполой одежды, о которой намекают сразу несколько проектов журнала, демонстрируя как атрибуты, так и самих моделей.
Пятый юбилейный выпуск DEPESHA, сделавший смелую попытку заглянуть за линию горизонта, доказывает то, что корни эстетики будущего находятся в настоящем, а настоящее произрастает из прошлого. И без опыта, который рассеян в истории искусства на сотни предыдущих лет, прожитых человечеством, невозможно создать ничего достойного. DEPESHA vol.5 имеет все основания стать частью этой истории.
Комментарии
Подписаться