Спустя почти одиннадцать лет примадонна российской эстрады дает большие сольные концерты в Москве, в свой юбилей. Неужели и правда приглашает на закат? Ну, раз Алла приглашает, надо идти. Тем более что у нас к ней накопилось много вопросов – чем живет, что поет, что будет делать дальше. В голове проносятся строки: “Когда я уйду, далеко, далеко, не мучаясь и не тревожась...” То, чего мы, ее почитатели, так давно боялись, случилось в 2009 году.
На самом деле она уходила, не раз, и официально, и незаметно для публики. Перед последним ее “отпуском” в 1995 году она выпустила альбом “Не Делайте Мне Больно, Господа!”.
Тогда, как и теперь, говорили что это последний диск певицы. Но два года спустя она вернулась на сцену помолодевшая и вооруженная новыми идеями. Блистательно отработала программу “Избранное”, которую ставят в один ряд с ее классическими монологами певицы 1981 года. Уйдет ли она на этот раз или нет, только Алле одной известно, мы лишь можем подвести некий творческий итог.
Много лет назад, когда я впервые услышал песню “Робот” из Золотой Коллекции, честно сказать, был в шоке: неужели Аллa Пугачевa? Ни голос, ни манера исполнения – ничто не походило на Аллу, к которой я привык.
Ее песни 60х годов – это период поиска себя, своего голоса. В ее интонациях слышны нотки подражания тогдашним звездам советской и зарубежной эстрады: Эдита Пьеха, Има Сумак, Клавдия Шульженко.
В те годы Алла разъежает по нефтяным место рождениям с коллективами самодеятельности. Так она “наращивала” мясо, необходимoе любому артисту – та гастрольная закалка до сих пор помогает ей выдерживать бешенные концертные графики и по сей день.
Лучший способ заявить о себе на сцене – это выиграть конкурс. Желательно всесоюзный, а еще лучше, международный. Песня “Арлекино”, вернее, ее пугачевское исполнение и по сей день остается непревзойденным шедевром. Она впервые и в союзе, и за рубежом показала что значит трехминутный спектакль, превратив старую, полузабытую песню болгарского композитора Эмила Димитрова в национальный хит. Борис Баркас быстренько “состряпал” текст, Павел Слободкин наложил модную, по тем временам, аранжировку, а Алла сделала то, что умеет делать лучше всего – исполнила песню как спектакль, и, в результате худенькая рыжая девушка в черном платье приносит Гран При Фестиваля Золотой Орфей в копилку СССР. Не беда, что на Родине об этом объявили значительно позже, главное, Алла получила билет на сольную карьеру.
Победа в 1978 году на Сопоте с песней “Всё Могут Короли” окончательно закрепила за ней звание восходящей звезды номер один в СССР. К тому времени она уже нашла и удачно играет образ сильной одинокой женщины с ребенком. Учитывая ее нестабильные семейные обстоятельства, тот образ который она создала на сцене, публикой напрямую ассоциируется с Пугачевой вне сцены. Этому во многом способствовала картина “Женщина, Которая Поет”, где Пугачева сыграла саму себя. Несколько раз она пытается бросить эстраду, чувствуя, что у нее нет материала, на котором она могла бы полностью раскрыть свой талант. Но она ищет и постепенно находит свой стиль, свой жанр, свои песни. Она проходит непростой жизненный путь: расстается с мужем, становится матерью и, наконец, переживает большое сильное чувство. На мой взгляд, этот фильм – парамаунт Аллы как певицы, как актрисы, как композитора и как художника в целом. Немногие знают, что музыку к большинству песен фильма написала сама Пугачева под псевдонимом Борис Горбонос (в те времена фильмы с “женскими” композиторами не приветствовались). Этот фильм – ознаменование начала ее творческого “Звездного Лета”.
К моменту моего появления на свет она качалаcь под куполом цирка, рассказывая историю о бедном художнике, который превратил свою жизнь в цветы для любимой. Ее золотые хиты “Старинные Часы”, “Маэстро”, “Без Меня”, “Айсберг” следовали один за другим, программа “Пришла и Говорю” прошла на “ура” и казалось, Алла достигла того купола, и дальше дорога только за рубеж, так как в СССР уже оставалось мало непокоренных вершин.
Середина восьмидесятых как для страны, так и для творчества певицы ознаменовалaсь резкими переменами. Она перестроила все: надела рокерскую куртку и юбку-мини, обесцветила волосы, кардинально сменила репертуар, записала альбом на английском языке. Пугачеву узнали за рубежом, а на родине стали постепенно забывать.
В последующие годы она с головой ушла в работу над Театром Песни, организацией Pождественских Bстреч, в поиск вдохновения, и, как она сама сказала, что оказалась в “творческом недоумении”. Ее деятельность начала девяностых показывaeт ее неопределенность – она берется делать все, что только можно – и духи, и обувь; ее творческое сотрудничество с Челобановым вызывает умеренный интерес у публики. Она переносит клиническую смерть и возвращается на сцену абсолютно другим человеком.
После гастрольного тура 1993 года “Алла Пугачева представляет...”, в котором она сама подводит некий итог своей 18 летней популярности, ей хочется лишь одного – тихой семейной пристани. Она издает Золотую коллекцию, записывает альбом “Не Делайте Мне Больно, Господа!” и официально уходит со сцены... в отпуск, как выяснилось позже, так как без сцены ей долго не прожить, в прямом и переносном смысле.
В 1997 году она безуспешно штурмует Евровидение с песней “Примадонна”, которая, надо отметить, шикарно звучит во французском варианте. Получив тот необходимый адреналин от поражения, Пугачева стремится доказать что она еще способна создавать хиты, и, в результате записывает свой последний на сегодняшний день хит “Позови меня с собой”, который напоминает стране, что у нее еще есть порох в пороховницах. Эта песня дает толчок к про ведению серии туров по стране с программой “Избранное”, основы которой лежат во всех ее сегодняшних концертах.
Просматривая “Избранное”, нельзя не отметить что Алле становится все труднее исполнять ее старые, или, как она выразилась, “классические” хиты. Необходима новая программа, соответствующая голосовым возможностям певицы. Сотрудничество с Татьяной Залужной как раздало возможность записать песни под современный голос Аллы с максимальными бэками в припевах и простотой вокальных партий.
И вот, под занавес 2008 года выходит новый aльбом “Приглашение На Закат”. В нем песня за песней плавно перетекают одна в другую, рассказывая историю жизни певицы. Вот, она обращается к огромному синему небу, скажи, не тая, где любовь моя; она влюблена, голову теряет и ходит по краю в песне “Любовь Как Состояние”; никак не поверит в это вновь обретенное счастье в “Верю-Не верю”, но он уходит и становится “Холодно в Городе”, и вроде бы все к лучшему, ведь быть вместе они не могут, сколько раз она его спасала, но больше нет сил. Пусть летит с одним крылом. Без нее. “Жаль”, ее любовь тоже умирает, она уже не любит, не ревнует. Сердце каменеет и она всем дает один ответ: время нелюбви сейчас на белом свете. Но она благодарна судьбе за то, что любовь была в ее жизни, и теперь пришла пора улететь.
Так уж повелось что все ее песни мы воспринимаем как исповедь. Она всегда пела от первого лица. Сцена для нее – исповедальня, где ей никогда не бывает одиноко, только там она настоящая. Так какая она, Алла Пугачева?
Умная и глупая, вульгарная и интеллигентная, громкая бой-баба и тихая пристань. Разная. Если посмотреть на историю нашей страны за последние тридцать лет, можно увидеть много схожего. Какая страна, такая и Алла. талантливая и разудалая в семидесятые, разгулявшаяся в восьмидесятые, потерявшаяся в начале девяностых, буржуазная в двухтысячных. “Время Течет Сквозь Пальцы Как Вода”, а она как была так и есть народное достояние, звезда номер один.
Она всегда неповторима, и от того вызывает интерес ко всем своим начинаниям. Одна из немногих певиц, способных аккомпанировать себе на сцене. Ее исполнение на рояле “Скупимся на любовь” на вечере памяти Андрея Миронова многие поклонники и коллеги признают одним из ее сильнейших выступлений.
Ее талант многогранен – от рок оперы, джаза, блюза, и баллад до шансона и гранджа; продюсировала музыкальные коллективы, помогла многим новым талантам пробиться на сцену. Такое количество хитов в бывшем СССР не было спето ни одним исполнителем, ни до, ни после нее. Она – есть то немногое, что еще объединяет бывших граждан огромной страны канувшей в лету.
Она – олицетворение настоящей звезды, истинного художника своего дела, она, прежде всего, женщина, которая поет. Теперь уже не столько поет, сколько говорит. На радио своего имени.
Устала Алла, устала Алла петь. Она не раз говорила, что все что можно она напела. Отсутствие желания, того огонька, того энтузиазма с которым она выходила раньше на сцену, просматривается в ее сегодняшних выступлениях. Разъезжать по бесконечним городам и весям с гастролями в шестидесятилетнем возрасте здоровья не прибавляет, приходится петь под фонограмму, обижая поклонников и унижая себя. Волей-неволей представляешь себе: вот родись она в США, и все бы было иначе. С ее талантом, жила бы она как Барбра Стрейзанд, давала по концерту в год в Вегасе за приличные деньги, получала бы прибыль от продаж дисков и при этом ей бы хватало на достойное существование звезды номер один.
Но это Россия. Повальное пиратство и несоблюдение закона об авторском праве не позволяют серьезно расчитывать на прибыль от продаж аудио продукции. Все работают до гробовой доски, иначе прожить никак не получается.
Так что для ради неё получается как своеобразный, безопасный выход на пенсию, если хотите. Чуствуется, что работа эта ей по душе – и программы интересные, и интервью содержательные. Это начало ее нового периода, ее радио песни, которая обещает долго жить, и одним своим существованием делать нашу жизнь хоть немного, но счастливее.
Леонид Гринберг, специально для журнала DEPESHA, http://www.depesha.com
Комментарии
Подписаться